Директор ЗАО «Строительная корпорация» Николай Абрамов будет пытаться обжаловать приговор, которым ему назначено шесть лет колонии. Жалоба подана, но дату заседания еще не определили. Это уже третий некогда солидный ульяновский бизнесмен, оказавшийся за решеткой из-за недостроенного долевого дома — 73online.ru выяснял, с чем связана волна уголовных дел против владельцев строительных компаний.

Без шансов на свободу

В конце января суд вынес приговор гендиректору ЗАО «Строительная корпорация» Николаю Абрамову. Его признали виновным в хищении денег дольщиков недостроенного ЖК «Лидер» на улице Розы Люксембург — якобы он вывел через подставные фирмы 478 миллионов рублей.

Застройщик вины не признал. По его словам, дом не удалось достроить из-за резко упавшего спроса на квартиры и отзыва лицензии у банка, который кредитовал компанию — это были два основных источника финансирования. Внимание силовиков окончательно остановило строительство, так как выдавать кредит компании с уголовным бэкграундом желающих среди банков не было.

Наказанием для 67-летнего бизнесмена стали шесть лет колонии общего режима. По словам ульяновского адвоката Эдуарда Самарцева, шансов остаться на свободе при обвинительном приговоре у Абрамова почти не было: «Единственным способом избежать заключения по статье об особо крупном мошенничестве является полное возмещение ущерба. В ином случае — 99%-ная вероятность лишения свободы», — комментирует Самарцев.

Пока шесть лет — самое строгое наказание среди уголовных дел о долевом строительстве в Ульяновской области. При вынесении решения судья не снял ни дня с запрошенного гособвинителем срока, как это обычно бывает. Роль могло сыграть и поведение застройщика. Постоянная смена им адвокатов и пропуск заседаний, приведший к принудительному приводу, очевидно создали напряжение в ходе процесса, хотя гособвинение это и отрицает. Судья отмечал, что выносит решение в связи с «большим количеством пострадавших и суммой ущерба».

Подкосил кризис?

Уголовные дела, связанные с долевым строительством, стали массовым явлением для застройщиков, еще пять лет назад считавшихся лидерами на рынке. Николай Абрамов пополнил список таких некогда солидных бизнесменов. Ранее реальный пятилетний срок за недостроенные дома на улице Красноармейской получил гендиректор ЗАО «Птицефабрика Тагайская» Дмитрий Лебедев, 2 года 10 месяцев колонии — директор ООО «Силен» Анатолий Шмелев за ЖК на Кролюницкого. Все еще расследуется уголовное дело в отношении директора строительной компании «Запад» Наиля Алимова, на финальной стадии история ООО «Максима» Андрея Сидорова. Все дела были возбуждены в период 2018-2020 годов.

Уголовным проблемам застройщиков всегда предшествовали финансовые, как следствие — трудности со сдачей домов. Знакомый с ситуацией на рынке собеседник считает, что причиной послужил экономический кризис 2014 года: девальвация рубля приводила к повышению стоимости кредитования, росту цен на стройматериалы и снижению покупательской способности населения, как следствие и спроса. Сохранить бизнес смогли те, кто лучше настроил маркетинговые компании и смог диверсифицировать бизнес, открыв собственное производство стройматериалов.

С этим согласен один из крупных участников строительного рынка региона, занимающийся, в том числе, достройкой проблемных домов: по его мнению, снижение спроса подвело и Николая Абрамова, и Анатолия Шмелева. С популярным мнением, что проблемы на рынке вызваны изменением законодательства и переходом на эскроу-счета*, он не согласен: «Об их введении знали заранее, был переходный период, за который застройщики могли подготовиться».

* Счет эскроу — это специальный счет в банке, на котором деньги хранятся до выполнения определенных обстоятельств. Дольщик вносит средства на счет, а застройщик получает их, когда исполнит условия по договору. Дом строится на кредитные деньги, взятые компанией в том же банке.

При этом представители отрасли отмечают, что дома «Строительной корпорации» были качественными, компания без каких-либо претензий сдавала объекты. Надо отметить, что строительство уголовного жилого дома началось как раз в 2014 году, в период валютного кризиса.

ЖК «Лидер». Состояние на май 2020 года.

Политика и стройка

Опрошенные 73online.ru адвокаты считают, что появление уголовных дел, связанных с долевым строительством, было решением политическим. Изначально сфера была слабо регулирована, еще не появились ни эскроу-счета, ни Фонд защиты прав дольщиков. Это приводило к злоупотреблениям со стороны владельцев строительных компаний: некоторые могли собрать деньги с дольщиков и обанкротить ООО, переписав свое имущество на других лиц, чтобы уйти от субсидиарной ответственности. Единственным на тот момент рычагом давления на таких бизнесменов стало уголовное преследование.

«Поначалу этой сферы никто не касался. Затем начались продажи квартир по два-три раза, президент обратил внимание на проблему — и в нее вцепились», — рассказывает адвокат Андрей Ильин. Сейчас он представляет в суде интересы ульяновского застройщика Андрея Осьмачки, также обвиняемого в мошенничестве с деньгами дольщиков.

По мнению юриста Михаила Новоселова, волна уголовных дел в отношении застройщиков и их бенефициаров вызвана общей тенденцией на ужесточение регулирования в этой сфере. «Появилась политическая воля на то, чтобы составы уголовного кодекса заработали в отношении застройщиков», — отмечает Новоселов. Среди ключевых причин уголовного преследования владельцев стройкомпаний он называет нарушение финансовой дисциплины, вывод средств, когда деньги осваивались не только на строительство.

— Уголовное преследование директоров и бенефициаров застройщиков является эффективным инструментом защиты прав дольщиков. Застройщики научились уходить от имущественной ответственности, так как все активы, как правило, хорошо спрятаны. А вот реального тюремного срока застройщики боятся. Кроме того, материалы по уголовному делу могут помочь в привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, — говорит Новоселов.

Адвокат Андрей Ильин отмечает, что крупные строительные компании ранее работали по принципу «финансовой пирамиды»: застройщик начинает возводить дом, ему не хватает денег, он открывает еще один объект, собирает на него средства и направляет их на первый дом. «Но сейчас это расценивается как нецелевое расходование средств», — отмечает адвокат. В таких условиях резкое снижение спроса на квартиры в определенный момент может пошатнуть даже крепкие компании. «Не исключено, что аналогичная схема привела к финансовым проблемам компаний «Запад», «Птицефабрика Тагайская», — предполагает Михаил Новоселов.

По мнению Ильина, Абрамов вряд ли действительно имел цель вывести со стройки средства. «Строительство это очень емкий и сложный процесс, там большое законодательство — возможно, какие-то нарушения были, но, скорее, из сферы гражданско-правовых отношений. Однако следствие увидело уголовный состав», — говорит он. По его словам, если приговор вступит в силу, Абрамова обяжут выплатить причиненный ущерб, а дом достроит другая компания за счет федерального фонда защиты прав дольщиков — объект он считает привлекательным. Таким образом, при своем останутся все — кроме самого Абрамова.

Андрей Семёнов