Возникнет ли на российском авторынке дефицит автомобилей? Стоит ли сейчас покупать машину или лучше подождать? Что будет в ближайшее время с ценами? На эти и другие вопросы 73online.ru ответил автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат», почетный работник транспорта РФ Игорь Можаретто.

— Игорь Александрович, что по вашим прогнозам будет с автопромом до конца нынешнего года?

— Автозаводы сейчас переходят на упрощенные модели, которые они будут выпускать некоторое время, пока не удастся наладить поставку альтернативных компонентов. АвтоВАЗ и УАЗ уже нашли новые варианты, проблемы только с логистикой. В Китае до сих пор карантин. Думаю, вопрос будет полностью решен к осени: модели упрощенные будут снова замещаться на модели полноценные.

В любом случае производство сильно сократится. В первую очередь за счет того, что по весне АвтоВАЗ стоял почти три месяца, приостанавливали работу и другие заводы. Предполагаю, что тольяттинское предприятие сделает 300 тысяч автомобилей, 30 тысяч — УАЗ. Рынок в целом сильно просел: в прошлом году он был 1,6 миллиона, в этом, дай бог, будет тысяч 800, а то и 600.

— В чем причина такого проседания — проблемы с логистикой или отсутствие спроса?

— И то и другое. Есть проблемы с предложением, есть проблемы с ценами. 60-80% потенциальных покупателей откладывают приобретение автомобиля до лучших времен.

— Вырастут ли цены на автомобили?

— Думаю, что уже нет. Большая часть покупателей отказались от своих намерений, поэтому какой смысл поднимать стоимость автомобилей, если продать их невозможно. Те, кто продолжают работать на рынке, будут предлагать скидки; возможно, появятся льготные программы.

— Возрастет ли на российском рынке доля китайских автомобилей?

— Конечно. Китайцы могут попытаться частично заместить ушедшие марки. Они всерьез об этом думают. Так как год будет тяжелым, думаю, доля китайских автомобилей на нашем рынке составит не менее 25%.

— Может ли возникнуть дефицит автомобилей?

— Он существует уже сейчас. Какие-то модели есть на рынке, каких-то нет. В целом запаса иномарок, в зависимости от моделей, хватит на срок от двух до пяти-шести месяцев (это касается компаний, которые приостановили выпуск и продажу своих автомобилей в России — реализуют остатки).

Вторичный рынок чувствует себя гораздо лучше, хотя там тоже есть проблемы. По итогам мая рынок новых автомобилей упал более чем на 80%, а вторичный — только на треть. Там тоже очень взлетели цены, но он более мобильный, а потому стоимость автомобилей снизилась и продажи пошли.

— Что вы порекомендуете: стоит ли сейчас покупать машину или лучше подождать?

— Я бы подождал. Но нужно смотреть, что именно покупать. Если хочется «Гранту» упрощенной модели, ее можно покупать и сейчас. То же касается каких-то вариантов автомобилей, которые уходят с рынка. А если брать, например, корейцев, то у них сейчас чудовищные логистические проблемы. Удастся наладить логистику — они появятся на рынке уже по адекватным ценам. Во всяком случае, завод «Автотор» в Калининградской области заработал, они получили зависшие в Европе машинокомплекты.

— По поводу продажи акций УАЗа Вадимом Швецовым. Есть мнение, что это может привести к проблемам с получением автозаводом госзаказов, так как Швецов был хорошим лоббистом…

— Думаю, проблем не будет. Напротив, ситуация изменится в лучшую сторону. Потому что по многим моделям просто нет альтернативы. Например, полиция закупала много автомобилей Škoda. Теперь их не купишь, нужно выбирать из того, что есть. И ищут чисто российских производителей, потому что в случае с иномарками можно попасть на неприятные вещи, связанные с ремонтом, дефицитом запчастей и так далее.

— Что может «вытащить» УАЗ? Каковы перспективы создания совместного предприятия с китайцами?

— Китайцам сейчас по большому счету такие СП не нужны. В этих условиях им выгоднее поставлять все со своих заводов. Ничего не вкладывая, получают чистую прибыль. Неизвестно, как будет дальше развиваться политическая ситуация, какие еще санкции начнутся, ударят ли они по компаниям, которые решат прийти в Россию снова — неизвестно. Поэтому, думаю, китайцы вряд ли сейчас пойдут на создание СП. Хотя будут говорить, что планы прорабатывают.

Площадка в Ульяновске была хороша всем, пока не начались последние события и не ввели санкции.

— Ходят слухи, что некоторые цеха УАЗа могут отправить на «самообеспечение», чтобы они брали сторонние заказы…

— Это нормальный путь — диверсификации. По нему давно пошел Горьковский автозавод, где выделили несколько структур, которые занимаются производством компонентов не только для себя, но и для других предприятий. До начала спецоперации они поставляли ряд комплектующих для европейских компаний.

В этой ситуации нашим производителям еще имеет смысл объединить усилия — например, ГАЗу, УАЗу и АвтоВАЗу для создания общей линейки двигателей или коробок. Придумать что-то каждому заводу для себя нет ни сил, ни возможностей. А вместе, с общими разработками, можно наладить производство комплектующих в массовом масштабе. Сейчас — чтобы насытить внутренний рынок, а в перспективе и на экспорт. И это очень интересно.

Кстати

По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктора Пушкарева, главные тренды отечественного авторынка в нынешнем году — выпуск автомобилей по упрощенным требованиям к конструкции, привлечение новых поставщиков автокомпонентов и материалов и налаживание новых логистических цепочек, создание полноценных импортозамещающих производств.

— В марте под воздействиями скачков валютных курсов и ожидаемого дефицита новых автомобилей из-за остановки импорта цены показали рекордный рост в истории российского авторынка. По нашей оценке, средневзвешенные цены относительно марта-апреля 2021 года выросли в среднем на 50% как по новым, так и по подержанным автомобилям. Такой небывалый рост цен отбросил спрос на катастрофически низкий уровень на обоих рынках. Низкий спрос уже привел к некоторому снижению цен в период мая-июня, однако вряд ли это снижение превысит 10-15%, так как дефицит машин сохраняется. Ситуация может измениться в лучшую сторону, и мы увидим большее снижение цен, если в оставшиеся месяцы 2022 года АвтоВАЗу и УАЗу удастся наладить стабильное производство конструктивно упрощенных и, соответственно, значительно удешевленных автомобилей, — отметил эксперт.

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, май 2022 года ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей на 83,5% (или на 123 110 штуки по сравнению с маем 2021 года). Продажи составили 24 268 автомобилей.

Виктория Чернышева