После долгих обещаний в Ульяновской области запустили мобильное приложение «Культура73» – по идее, в нем должна быть собрана актуальная информация о культурных событиях региона. Однако меньше чем через полгода выяснилось, что доступно оно не для всех. Спойлер: это связывают с западными санкциями.

Шеф, все пропало!

Прежде 73оnline.ru писал, что пользователи смартфонов на ОС Android пожаловались на неработающее мобильное приложение «Культура73» – оно исчезло с телефонов и GooglePlay, техподдержка молчала, а прямая ссылка с поста минкульта бездушно сообщала – «что-то пошло не так». Характерно, что на iOS приложуха худо-бедно работает, но событий там мало – как выяснилось, их туда никто не грузит. По состоянию на вчерашний день всего четыре культурных события.

Эпикфейл ещё и в том, что грядёт масса культурных мероприятий, например, в сентябре пройдет всероссийский театральный фестиваль «Золотая маска», а уже 24 августа открывается международный фестиваль искусств «Аркадия». Все эти мероприятия были размещены в приложении, там же открывали онлайн-продажу билетов. Сейчас – ни приложения, ни онлайн-кассы. А некоторые пользователи словили «призовую игру» – деньги заплатили, билеты не получили.

«Секретный» проект

Мобильное приложение позиционировали как составляющую нацпроекта «Культура». История сервиса тянется с 2020 года. В 2021-м якобы вышел «пилот», который мало кто видел. В марте 2023 года проект презентовали общественности и губернатору Ульяновской области. В мае наконец «выкатили» релиз – приложение стало доступно на Android и iOS.

«Культуру73» разрабатывала компания «АГГ Лаб», в 2022 году ее сменили на ООО «Компания Афиша» – одну из «дочек» Сбера. Стоимость проекта неизвестна. В минкульте пояснили, что бюджетных денег потрачено не было – у ведомства некие договорные отношения со «Сберафишей», но в чем их суть, рассказать не смогли. Рекомендовали обратиться в Сбер.

Позднее редакции сообщили, что приложение «Культура73» для Android размещено на RuStore (https://apps.rustore.ru/app/ru.rambler.kultura73) и никогда не было на Google Play. Вот только ссылки в постах министра Евгении Сидоровой и ее ведомства месячной давности в «ВКонтакте» говорят об обратном.

73online.ru составил подробный запрос в минкульт с длинным перечнем вопросов по приложению Шрёдингера «Культура73», которое как бы есть, но его как бы нет.

Хьюстон, у нас проблема

В официальном ответе сказано, что приложение включает в себя афишу мероприятий госучреждений культуры (сегодня таковых 17), кинотеатров, поэтапно к сервису присоединяются коммерческие организации. «Культура73» предоставляет информацию о событиях региона, основываясь на индивидуальных интересах и предпочтениях пользователей. Оплата доступна как по «Пушкинской карте», так и с помощью SberPay.

Партнером реализации проекта «Культура73» выступает ООО «Компания Афиша» ПАО «Сбербанк». Сервис основан на ранее разработанном приложении с Rambler, поэтому бюджетные ассигнования не задействованы. Учреждения индивидуально заключают договора с операторами по продаже билетов, расчёты с ПАО «Сбербанк» осуществляют, исходя из объема продаж, говорят чиновники.

– Конечно, как и при реализации любого IT-проекта, есть определенные и технические трудности, и трудности в специфике работы учреждений культуры, в связи с чем приложение дорабатывается. Существуют осложнения с загрузкой абонементов на определенное количество мероприятий, вопросы находятся в проработке, отдельные сложности с «нулевыми» билетами, когда всех жителей и гостей города мы приглашаем посетить бесплатные мероприятия. Сотрудники ООО «Компания Афиша» ПАО «Сбербанк» стараются оперативно решать возникающие вопросы, находятся в постоянной коммуникации с учреждениями культуры и министерством, – сообщается в ответе.

Куратор направления «Цифровая культура» в рамках нацпроекта «Культура» – замминистра Марина Михеева (на фото) – в разговоре с 73online.ru признает: подчиненные не довели до нее своевременно информацию о том, что платформа не работает в России: «Но это наши отношения с коллегами. Исправим».

Минкульт объясняет проблемы с отсутствием «Культуры73» на Play Market тем, что последняя – «иностранная платформа, сложности с которой возникают в связи с геополитической обстановкой», и приложение может появляться и пропадать по независящим от разработчиков причинам. Для стабильной работы пользователям рекомендуют российскую платформу RuStore.

Тем временем на входе в учреждения культуры до сих пор висит QR-код с неработающей ссылкой.

Не выгодно, а что поделать

Выяснилось, что презентованная в 2021 году версия приложения от компании «АГГ Лаб» также была партнерским проектом, но на его завершение у фирмы не хватило денег.

– Все начали сначала. Сбер использует свои ресурсы. Интерес у них один - процент от продаж. Каждое учреждение заключило свой договор на индивидуальных условиях. Взаимовыгодных. Мы как министерство в эти процессы не вмешивались, – добавила Михеева.

Какой процент от продаж получает разработчик, выяснить не удалось - информацию коммерческая и конфиденциальная. Собеседники редакции из учреждений культуры анонимно называют от 3% до 7%, и это считается невыгодным. Кроме того, заключить договоры со Сбером театрам, музеям, концертным залам рекомендовали в приказном порядке из-за риска срыва проекта.

– Раньше мы работали только с Яндекс.Афиша, Kassir.ru и другими виртуальными кассами на интересных условиях - до 1,5% с продаж. После появления Сбера пришлось заключить прямой договор с их площадкой Listim.Tickets, но для нас это оказалось дорого. Есть и другие сложности – например, всю статистику по продажам и прибыль мы увидим только к концу 2023 года. Мы не знаем, сколько заработали, а со стороны минкульта нам ставят жесткие планы по продажам. Есть проблема с выгрузкой событий в мобильное приложение, техподдержка зачастую не работает, это сплошная нервотрепка, – рассказывают источники.

В Сбере не согласны с претензиями и сообщают, что ООО «Компания Афиша» осуществляет техническую и клиентскую поддержку по работе приложения, поэтому принимает все обращения клиентов по указанным в приложении контактам.

– Кроме того, учреждения культуры Ульяновской области получили возможность улучшить коммерческие условия продажи билетов на культурно-массовые мероприятия. На бесплатные социально-значимые мероприятия не взимается оплата за использование сервисов, – добавил территориальный директор ООО «Компания Афиша» Алексей Киселев.

Фото на главной - 73online.ru

Дарья Косаринова