Одним из основных спикеров «Стачки-2019» станет Александр Макаровинженер из Воронежа, за плечами у которого работа в компаниях Wrike, Skyeng, Stay.com и многих других. В IT-сообществе он известен как активный участник и популяризатор OpenSource-проектов – программного обеспечения с открытым кодом, распространяемого по бесплатным лицензиям.

Многолетняя работа Александра над популярным фреймворком «Yii» позволяет ему делать точные и обоснованные выводы о плюсах, минусах, рисках и возможностях данного подхода. Для «Стачки» он подготовил доклад «Yii: прошлое и будущее» и обещает рассказать об уроках, которые можно извлечь из почти десяти лет работы над проектом – его выступление запланировано на 27 апреля.

Видео: Стачка IT конференция

Мы связались с Александром и попросили его сформулировать несколько фактов об OpenSource, которые должен знать каждый вовлеченный в IT-сферу. Вот что из этого получилось.

  1. OPENSOURCE – ЭТО НЕ ХАЛЯВА!

Моё личное понимание OpenSource за почти 12 лет работы в подобных проектах существенно изменилось. Как и большинство, поначалу я воспринимал все это как «халявное» программное обеспечение, которое можно свободно скачать в Интернете и пользоваться им без каких-либо ограничений. Это недалеко от истины, но всё-же не совсем так – несколько глубже и серьезнее. Да, в конечном итоге мы получаем продукты, созданные большим количеством разработчиков на благо всего сообщества, но сказать, что они создается бесплатно, нельзя. Чем больше OpenSource-проект, тем больше времени тратится на его поддержку. Если его тратится слишком много, пропадает возможность коммерческой разработки и возникает необходимость привлекать денежные средства. Самая типичная и очевидная денежная история – это краудфандинг. Это могут быть небольшие пожертвования от отдельных людей или серьезные донаты от компаний, которые используют то или иное ПО. Есть и другой подход – зарабатывать на консалтинге и обслуживании, либо на двойном лицензировании, как это делает MariaDB (а ранее MySQL). Пожалуй, у них в этом плане лучше всех получилось. Безусловно, OpenSource нельзя назвать лучшим местом для заработка. Но думать, что здесь совсем нет денег – ошибочно. Это касается и затрат, и прибыли.

  1. OPENSOURCE УНИКАЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Участие в OpenSource-проектах – отличная возможность учиться и приобретать новые навыки. Это практика, «школа молодого бойца», причем порой очень жёсткая – не каждый выдержит, когда его код в пух и прах разбивают другие разработчики. Отлично прокачивается способность работы в больших проектах и больших командах.

Для опытных специалистов это отличный способ встряхнуться и выйти из профессионального тупика. Когда возникает ощущение, что практически нечему больше учиться, это не так – нужно просто найти, у кого. Я нашел – удалось поработать вместе с очень крутыми людьми, которые намного опытнее меня. Также, все OpenSource-проекты ведутся на английском, поэтому участие в них отлично развивает языковые навыки.

Фото: Антон Емельянов
  1. OPENSOURCE МОЖЕТ ПОМОЧЬ В КАРЬЕРЕ

Во время работы в OpenSource-проектах обрастаешь огромным количеством связей, знакомишься с очень интересными людьми – в итоге это обогащает человека не только в личном и профессиональном плане, но и может серьезно поспособствовать карьерному росту. Например, в один из самых успешных лично для меня проектов – норвежский стартап Stay.com – я попал по предложению создателя «Yiiframework» Цяна Суэ. Мы работали над очень интересным приложением для путешественников – пользователь получал гиды по различным городам с рекомендациями от VIP-персон и знаменитостей. Это был очень крепкий проект, удалось дать пользователям действительно качественную услугу и при этом не тратить на её поддержку слишком много ресурсов. Именно там я понял, что в современном продвинутом продукте важные не только алгоритмы, идея и код, но и, особенно, команда. Все её составляющие: разработка, продвижение, контент-менеджеры, управленцы… все.. Несмотря на то, что «Stay» в результате был закрыт по независящим от команды причинам, это было очень удачное приложение – люди до сих пор его помнят и периодически спрашивают о его дальнейшей судьбе.

Вот так, благодаря открытым проектам находят интересную работу. Кроме своего примера, лично знаю очень много людей, которые подобным образом нашли себе отличную работу.

  1. OPENSOURCE ПОЛЕЗЕН КОММЕРЧЕСКИМ КОМПАНИЯМ

В своё время я работал с нью-йоркским Clevertech – опять же, попал туда именно из-за работы в «Yii». Среди прочего занимался подготовкой некоторых их библиотек к открытию кода под свободными лицензиями . В результате компании удалось «захантить» много квалифицированных специалистов и значительно улучшить сами продукты за счет интенсивного тестирования большим количеством продвинутых пользователей и разработчиков. За короткое время и при минимуме издержек они были «вылизаны» до идеального состояния.

Помимо этого Александр заочно дал несколько советов разработчикам, которые хотят попробовать свои силы в OpenSource.

  • Если стоит цель чему-то научиться, то лучше всего присоединяться к действующим проектам, а не создавать свой.

  • Будьте готовы тратить время и деньги – последние будут нужны как минимум на оплату хостинга.

  • Лучший способ входа в OpenSource-проект – перевод документации. Это помогает глубоко изучить проект изнутри.

  • Будьте готовы к критике – на любом уровне, и к не конструктивной в том числе – если проект станет более-менее успешным. Этого не изменить, так все устроено. Поймите и простите.

  • Следите за тем, чтобы не выгореть – подобные проекты очень захватывают и мотивируют на сверх-отдачу. В результате можно просто надорваться – знаю нескольких людей, которые после погружения в OpenSource в принципе завязали с программированием.

Справка 73online.ru:

«Стачка» - ежегодная конференция IT-сообщества, которая уже восьмой год подряд проводится в Ульяновске. На «Стачку-2019» обещают приехать свыше 5000 гостей. Выступления пройдут на 12 параллельных потоках по четырем основным направлениям: «Разработка», «Диджитал», «Тренды», «Карьера и образование». За два дня свои доклады представят более 200 спикеров из разных регионов России и стран зарубежья.

В числе участников конференции — директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» Арсений Ашомко, глава лаборатории искусственного интеллекта в разработке игр Joseph Brown из Университета Иннополис, руководитель службы поддержки пользователей и партнёров «Яндекс.Дзен» Александр Соболь, директор по развитию «Пикабу» Всеволод Киров, директор по развитию «Лайфхакера» Родион Скрябин, руководитель разработки платформ видео и ленты «Одноклассников» Александр Тоболь, руководитель команды разработчиков «Яндекса» Алексей Миловидов, руководитель отдела тестирования «Лаборатории Касперского» Антон Киселев, а также один из создателей прообраза интернета в России Вячеслав Алексейчик.реклама

Ознакомиться с актуальной программой конференции можно здесь. Список спикеров.

Влад Градов