В 2019 году гимназия №1 имени В.И.Ленина вошла в федеральный проект и стала базовой школой Российской академии наук. 73online.ru встретился с директором образовательного учреждения, заслуженным учителем Российской Федерации Алексеем Клоковым и узнал, какие изменения произошли в учебном заведении за три года, выросли ли зарплаты учителей и что нужно сделать, чтобы попасть сегодня в эту элитную ульяновскую школу.

— Как ваша гимназия оказалась в этом престижном проекте?

— Не без гордости скажу, что только три образовательных учреждения нашего региона удостоены такой чести — гимназия№1, гимназия №2 и многопрофильный лицей №20. За какие заслуги мы попали в этот проект? До этого наша гимназия на протяжении пяти лет входила в топ-500 лучших школ России. Участников федерального проекта отбирала Российская академия наук, всего в него включили 109 российских школ.

— Как изменилось финансирование гимназии?

— За три года увеличилось на 20%, а на закупку материально-технических средств было выделено более 20 млн рублей.

Алексей Клоков о федеральном проекте с РАН и работе первой гимназии

Плавающий выходной

— Как повлиял новый статус на престиж обучения в гимназии?

— Наша гимназия и до этого была востребована в регионе. А с приобретением нового статуса спрос на обучение только увеличился. Надо сказать, что в отдельные годы количество желающих зачислиться в первый класс в несколько раз превышало наши возможности. В этом году мы приняли пять первых классов и поняли, что это максимальное количество в параллели, которое гимназия может без проблем разместить на своих площадях. Если мы будем принимать больше детей, то возникнут проблемы с обучением во вторую смену. А этого школам с повышенным уровнем делать категорически нельзя. Гимназия востребована не только у первоклассников, но и у старшеклассников: когда появляются свободные места, родители с удовольствием устраивают своих детей в 10-е классы и другие параллели.

— Увеличилось ли число учеников?

— С 1 сентября 2022 года в гимназии обучаются 1719 человек — всего 56 классов. В конце прошлого учебного года было 55 классов. За лето мы приняли ребят во вторые, третьи, пятые и седьмые, десятые классы. За год количество учащихся увеличилось на 70 человек, а за три года наша гимназия приросла 219 учащимися. Все наши дети обучаются в первую смену. Как нам это удалось? Мы определили плавающий выходной в дополнение к воскресенью для каждой параллели: в субботу — выходной у начальных классов, пятых и 11-х; в понедельник отдыхают все шестые классы; во вторник — седьмые; в среду — восьмые, в четверг — выходной у девятых классов и в пятницу — у 10-х.

— Существует ли негласный или официальный конкурсный отбор, чтобы попасть в элитную гимназию №1? Как вы решаете вопрос зачисления детей по прописке?

— Гимназия престижная и популярная, но попасть в нее можно так же, как и во все другие школы. Набор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно с 1 апреля. Родители детей, прописанных на закрепленной территории, приходят, подают заявление, и с вероятностью 99% будут обучаться в гимназии №1. Естественно, у подавших заявление в конце июня шансов будет меньше. Но ребенок не останется без обучения, управление образования подберет другую школу рядом с домом. Кроме того, право на внеочередное поступление в гимназию имеют: дети военнослужащих; военнослужащих, служивших в горячих точках; семьи, в которых дети уже учатся в нашей гимназии. Мы можем объявить конкурс на свободные места, но за 10 лет моей работы, их практически не было. Зачисление учащихся в 10-11 классы проводим по результатам тестирования по профильным предметам и лучших оставляем в гимназии. Поскольку у нас нет общеобразовательного класса, мы разработали положение о проведении конкурсного набора. Если детям нужен общеобразовательный профиль, то они ищут школу без углубленного изучения предметов. Одаренных детей — около 5%, столько же — ниже среднего уровня, а остальные — среднего уровня, и наша задача довести их до уровня одаренных.

Сотрудничество с учеными

— В базовых школах Российской академии наук предусматривается углубленное изучение предметов. Какие это предметы в вашей гимназии?

— С 10 класса работают четыре профильных направления: технологическое (или, как его раньше называли, физико-математическое), естественно-научное (или химико-биологическое), социально-экономическое и гуманитарное. В рамках технологического профиля ребята углубленно изучают математику, физику, информатику. Естественно-научный профиль — углубленное изучение химии, биологии, математики. Социально-экономический — математика, история, экономика. Гуманитарный — история, право и второй иностранный язык. Со второго класса, как и во всех школах, дети учат английский, а с 7 класса по выбору изучают либо немецкий, либо французский язык. Все направления востребованы среди детей и родителей. Но если, например, большой спрос на обучение по технологическому профилю, мы наберем полтора класса — откроем комбинированные классы, где половина учеников будет учиться по технологическому профилю, а половина — по социально-экономическому.

— Одно из направлений деятельности базовых школ РАН — профильные учебные курсы и факультативы, курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности, индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых. Как эти задачи выполняются в гимназии? Услуга бесплатная или платная?

— Когда мы стали базовой школой Российской академии наук, сразу заключили договор о взаимном сотрудничестве со всеми вузами региона. У наших педагогов и учеников появилась возможность посещать лаборатории и пользоваться материально-техническими благами всех региональных вузов. И мы этим с удовольствием пользуемся. Кроме того, к нам приезжают ученые РАН по разным направлениям: химия, биология, история, обществознание, информатика. Они проводят мастер-классы, читают лекции для наших детей и педагогов. На прошлой неделе в рамках проекта «Энергия науки» приезжал кандидат филологических наук, сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН Владимир Пахомов. Это знаковое для нас событие, мы предоставляем актовый зал для встречи с учеными и даже приглашаем детей из гимназии №2 и лицея №20. Когда ученые приезжают в те школы, мы своих детей отправляем к ним.

Гимназия №1 — областное государственное бюджетное образовательное учреждение, и все проводимые занятия, уроки, внеурочная деятельность, кружки, в том числе лекции ученых РАН, проводятся бесплатно.

Гордость гимназия

— Высокий статус гимназии предполагает и высокую успеваемость — какие к ней требования? Что происходит с теми, у кого не получается? Отчисляете?

— В нашей гимназии 100%-ная успеваемость. Бывает, в триместр дети не справляются с каким-то предметом, тогда наши педагоги проводят дополнительные занятия, консультации с этим учеником. И в конце концов добиваются, чтобы по итогам года этот ребенок удовлетворительно окончил класс и успешно перешел в следующую параллель. Мы государственное учреждение, у нас нет права отбора и нет права отчисления — мы подчиняемся закону Российской Федерации «Об образовании». Наши дети с пятого-седьмого класса уже знают, кем хотят быть. Знаете, в нашей школе не стыдно быть «ботаником». Обычно это не совсем доброе понятие, так обзывают. В первой гимназии «ботаник» — это ответственный, хороший ученик, который стремится получать пятерки.

— Участвуют ли ребята во всероссийских олимпиадах?

— Ежегодно они выступают на олимпиадах муниципального, регионального и общероссийского масштаба. Иногда, уже реже, бывают и на международных олимпиадах. Буквально три года назад наша Анна Седова стала победительницей международной олимпиады по математике, которая проходила в Китае. Каждый год наши дети становятся победителями и призерами финалов всероссийских олимпиад. Кроме того, ребята участвуют в олимпиадах вузов, которые они проводят самостоятельно. Наши старшеклассники становятся призерами и победителями и получают право внеочередного поступления в престижные учебные заведения страны: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань. В этом году мы выпустили 108 одиннадцатиклассников, 105 из них поступили в вузы, причем 55 — в престижные вузы страны, остальные — в региональные.

Все отличники 10-11-х классов, а их 29, получают ежемесячную стипендию в размере 800 рублей. Мы ими гордимся, это лидеры нашего ученического коллектива. Из 1719 детей у нас 300 отличников, что составляет 20% от общего количества обучающихся. В 2021 году по итогам муниципальной олимпиады в гимназии был 81 победитель и призер, региональной — 20 победителей и призеров. 70% учащихся с 4 по 11 классы охвачено школьным олимпиадным движением.

— Как выпускники сдают ЕГЭ? Какой средний балл? Есть ли стобалльники?

— Наши выпускники постоянно радуют нас результатами ЕГЭ, они каждый год выше не только регионального, но и российского уровня. Ежегодно от двух до 12 выпускников набирают стобалльные результаты. В этом году у нас, например, два высоких результата: по русскому языку и по английскому.

Зарплаты учителей

— Повысились ли требования к педагогам?

— Да, в том числе и в связи с переходом с 1 сентября на новые федеральные стандарты первых и пятых классов нашей гимназии. Еще не все школы это сделали. Федеральные стандарты предполагают изменения в программе, в учебном плане, возрастают требования к педагогам. Мы обучили 32 педагога, они прошли курсы повышения квалификации. С 1 сентября 2023 года вся гимназия перейдет на федеральные стандарты, и вся ответственность будет лежать на учителях. Мы продолжим их обучение не только в нашем регионе, но и в других городах и вузах. Только за последние два месяца пять наших ведущих учителей побывали в Сочи, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Троицке. У педагогов появилась возможность посещать передовые образовательные учреждения, знакомиться с новыми методиками и показывать свою работу. Мне и самому пришлось снова взяться за учебники — представляете, поступил в аспирантуру на заочное отделение в УлГПУ, сейчас уже на 4 курсе, как все посещаю педагогов и сдаю экзамены.

— В гимназии существует нехватка кадров? Насколько большой отток учителей? Все справляются с поставленной задачей?

— Сегодня мы укомплектованы на 100%, коллектив сформирован и стабилен. Оттока кадров у нас нет, не было такого, чтобы из гимназии №1 педагог перешел работать в другую школу. Бывает, что человек принимает решение уйти на заслуженный отдых или переезжает в другой регион, тогда мы принимаем молодых специалистов. В этом году к нам пришли четыре новых педагога: два по дополнительному образованию, учитель математики и учитель физкультуры.

— Коснулись ли изменения зарплат учителей? Насколько они выросли?

Сегодня каждый педагог гимназии ежемесячно к заработной плате получает 15%-ую надбавку за то, что работает в базовой школе РАН. За прошлый месяц, например, средняя зарплата педагогов в гимназии — 41,7 тысячи рублей. Зарплата учителей варьируется от 25 до 55 тысяч рублей с учетом выслуги, стажа, звания. Фонд оплаты труда педагогов в 2020 году был увеличен на 14%, в 2021-м — на 20%, а в текущем году — на 9%. Кроме того, увеличилось финансирование командировочных расходов учителей.

— Изменилось ли питание детей? Чем оно отличается от питания в обычных школах города?

— Питание у нас не отличается от других школ. Учеников кормит подрядная организация «Город кафе» — меню, которое она нам предложила, есть и в других школах города. Двухнедельное меню утверждено Роспотребнадзором: каши, первое блюдо, второе, несколько видов салатов, соки, компоты, чай. Средний чек питания — 120 рублей в день на человека.

Школа-лаборатория

— Каким материально-техническим оснащением может похвастаться ваша гимназия?

— Безусловно, наша гордость — обсерватория. Мы благодарны региональному министерству просвещения и воспитания, которое ее восстановило. В России таких обсерваторий — единицы. Я как директор школы могу похвастаться — у нас профессиональная цифровая современная обсерватория с дорогим оборудованием. Специально по заказу гимназии в Китае нам изготовили телескоп стоимостью три миллиона рублей. Он увеличивает картинку в 640 раз. Дети увлечены, у нас есть кружок внеурочной деятельности. Кроме того, в этом году региональное министерство просвещения выделило нам лабораторию 3D-моделирования с современным оборудованием и лабораторию экологии для проведения экомониторинга — там есть цифровое химическое, биологическое оборудование, датчики, приборы. А перед Новым годом мы должны получить две интерактивные современные доски для кафедры математики.

— Образование в базовых школах РАН направлено на освоение научных знаний и достижений науки. Возможно ли с такой системой подготовки стать юным ученым?

— Для учащихся гимназии созданы и создаются все условия для научно-исследовательской деятельности. Конечно, возможно стать учеными, и ребята ими становятся.

— По какой из шести предложенных моделей базовой школы РАН развивается гимназия №1: профильная школа; школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы; школа-лаборатория, школа при университете (научной организации); школа-ресурсный (сетевой) центр; смешанная модель?

Когда перед нами встал выбор модели, мы вынесли эту тему на обсуждение педагогического коллектива. И выбрали школу-лабораторию. Сейчас мы практически достраиваем лабораторию физики. А в перспективе надеемся, что будем развиваться, и у нас появится современное оборудование химии, биологии и кабинет информатики по самому последнему слову техники. На строительство одной лаборатории уйдет один, максимум два учебных года.

— У вас есть подшефные школы? С какими образовательными учреждениями вы обмениваетесь опытом?

Нет, подшефных нет, но мы тесно сотрудничаем с другими школами РАН.

Больше отличников

— Кто курирует работу гимназии на региональном и федеральном уровне?

Наш куратор в регионе министерство просвещения и воспитания, Институт развития образования и Центр выявления и поддержки одаренных детей «Алые паруса». На федеральном уровне Российская академия наук.

— Какие результаты этот проект принес региону?

Он расширил возможности наших детей и позволил им развивать свои способности, также помогает развиваться нашим учителям для этого в гимназии есть все условия. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем строить новые современные лаборатории.

— Какие ближайшие планы и перспективы?

Безусловно, нужно расти. В нашей гимназии учится 1719 человек. И наша задача увеличить количество отличников и победителей олимпиад разного уровня. Главная достижимая цель нашего педагогического коллектива чтобы наши дети были успешными и поступали в те вузы, о которых мечтают. Мы будем к этому стремиться.

Светлана Снежина