Трагедия на Центральном пляже Ульяновска случилась в августе 2017 года. За неделю до начала учебного года на Волге погибли два ученика 11 класса лицея №90 (Заволжский район), лучшие друзья (15 и 16 лет). Ребята пошли купаться вопреки штормовому предупреждению. Один из них поскользнулся, ударился головой о дамбу и начал тонуть (парень не умел плавать). Второй, очевидно, пытался спасти друга...

Трагическое происшествие вызвало широкий общественный резонанс, реакция властей была оперативной и жесткой. Правоохранительные органы начали проверки по факту гибели подростков, на время расследования был отстранен от должности первый заместитель МБУ "Управление гражданской защиты" Андрей Тамбовский. Встал вопрос о том, что будет со всей городской службой спасения...

Андрею Морозову было 16 лет, он учился в престижном авторском лицее Эдварса №90. Очень любил жизнь и всегда был в гуще событий. Активист и душа компании, играл на фортепиано, любил хоккей. На его странице в соцсетях оптимистичные посты. Там же - фото с траурной лентой и письмо с соболезнования от чиновников. Эта страница - единственное, что осталось у родителей. На видео - их Андрюшка еще живой дурачится с друзьями и играет сочиненную им грустную мелодию...

Отец Андрея Евгений Морозов рассказал 73online.ru о событиях того дня:

- 23 августа 2017 года около 11:30 мне позвонили с мобильного телефона сына, что, мол, так и так, на лавочке остались вещи, а его самого не могут найти. На месте меня встретил наш участковый. Он сказал, что, наверное, ничего страшного не случилось, ребята просто где-то бегают по пляжу и предложил их поискать. В это время уже подъехала полицейская машина, подошли родители другого мальчика – семья Сорокиных. С меня взяли показания, что я отец одного из пропавших подростков, и так далее. Больше часа мы искали, но так никого и не нашли. Потом уже в сердцах отец Сорокина вскрикнул: «Да что вы нам тут голову морочите, вызовите водолазов и давайте искать под водой!». Уже около 14:00 вызвали водолазов, достали ребят...

Евгений Морозов утверждает, что когда он приехал на Центральный пляж, то никаких спасателей на территории не увидел. Он считает, что организация отдыха и безопасности там равна нулю...

- Был август, сами знаете, вода «цветет» в это время. Поскользнулся друг моего сына Сорокин, а мой начал его спасать... В итоге погибли оба. Судмедэкспертиза показала, что мой сын нырял, искал своего товарища... А в итоге перевернули все это дело по-другому, будто они сами виноваты в том, что утонули, якобы там был запрет на купание! Я не поленился, пошел в гидрометцентр, взял справку, какая сила ветра была в тот день – в архиве все эти графики и данные есть. Официально сила ветра была 5-7 метров в секунду, а спасатели говорят, что было штормовое предупреждение, что было запрещено купаться, а дети, несмотря на это, полезли в воду... Никто там ничего не запрещал! Усугубляется это еще и тем, что стояла жара около +30 градусов, бассейны на пляже были слиты. Может быть, дети пошли бы купаться в бассейн, а не в открытую Волгу, если бы он был наполнен.

Отец Андрея Морозова говорит, что семьям погибших подростков помогли с похоронами, деньги на захоронение были выделены и по линии образования. Другой помощи не было.

- Через некоторое время к нам домой приехала следователь Бакальская, которая сказала, что возбудили уголовное дело. Затем мы с женой поехали в следственный отдел, она нам начала «забивать» голову: «Я помогу вам написать иск в суд». Чуть позже она просила нас подписать документы, что дети сами виновны в гибели по неосторожности, мол, они закрывают дело, а иначе посадят в тюрьму двух спасателей с пляжа – молодых пацанов, которые, честно говоря, в этой истории постольку-поскольку виноваты. Но ведь дело не в этом, а в том, что там на пляже никто ничего не сделал!

Отец погибшего мальчика рассказывает, что через год после трагедии он несколько раз звонил следователю Бакальской, узнать, что там насчет ее обещания помочь с иском в суд. Однако она все время была занята, говорит Евгений Морозов.

- По телевизору шла прямая линия с губернатором, я взял и позвонил туда уже от отчаяния. Но я «попал» не на Морозова, а на Екатерину Убу, она взяла трубку, выслушала меня и после этого началось какое-то движение. Меня тут же вызвали в следственный отдел Железнодорожного района, начальник следственного отдела на видеокамеру записал мое обращение, что мне, как отцу погибшего на муниципальном пляже ребенка, непонятно, что произошло на самом деле. Тогда он мне рассказал, что пришел официальный ответ из администрации города: виновное лицо Алтухов уволен, на пляже выявлены нарушения, там отсутствовали средства информации и так далее. Он мне посоветовал обратиться в суд. Через два дня пришла официальная бумага с образцом искового заявления. Я тут же позвонил семье другого утонувшего мальчика, мы посоветовались и решили обратиться к адвокату.

В январе этого года Ленинский районный суд удовлетворил иск частично и назначил семьям утонувших мальчиков компенсацию морального ущерба в размере 300 тысяч рублей, тогда как они просили по 1 млн рублей на каждого члена семьи (у Евгения Морозова есть жена и двое несовершеннолетних детей). По мнению суда, подростки погибли «по грубой неосторожности».

- А в чем была грубая неосторожность наших детей? Дело в том, что у нас на руках есть судебно-медицинская экспертиза с описанием травм, которые получил ребенок. Наш сын, пока нырял и спасал своего друга, погиб из-за того, что сломал себе шейный позвонок. Кроме того, у него были избиты все бока... Прокуратура и Ростехнадзор на судебном заседании встали на нашу сторону. Спасатели путанно все объясняли... Они сами не знали, как запретить купание в Волге! Одни говорили, что нужно повесить черный флаг на пляже, другие – повесить черный шар...

Адвокат семьи Морозовых Эдуард Самарцев пояснил:

- Суд не увидел вины кого-либо в этом происшествии, то есть признал то, что мальчики сами виноваты, а спасатели просто недосмотрели. Хотя очевидно, что утопление наступило именно из-за травм, которые были получены при спуске по скользкой лестнице. Проще говоря, не была установлена причинно-следственная связь между скользкими ступеньками и смертью. Формальная причина смерти именно утопление, но согласно судебной медэкспертизе, они оба получили серьезные травмы незадолго до смерти, то есть в воду они упали со ступенек уже сильно травмированными о них. Суд счел, что моральные страдания родителей отличаются от тех, которые испытывают несовершеннолетние брат и сестра погибшего, и назначил им компенсацию в меньшем объеме. Если вина администрации города в ненадлежащем содержании пляжа, что повлекло смерть ребят, все-таки будет установлена, то по сложившейся практике и размер компенсации морального вреда, несомненно, должен быть больше.

Ленинская районная прокуратура также не согласилась с решением суда, прокурор внес апелляционное представление. В нем надзоное ведомство указывает на то, что о безопасности пляжа едва ли можно с уверенностью говорить, ведь в августе проходит "цветение воды", оседание тины и водорослей на лестницах, ведущих в реку.

Собеседник 73online.ru, знакомый с ситуацией, заверяет, что на пляже действительно был запрет на купание и на мачте будки спасателей висел черный флаг. Только вот вряд ли подростки знали, что он означает. По альтернативной версии, ребята заплыли за буй, а обратно - не смогли. Что на самом деле случилось в тот роковой день, навсегда останется загадкой.

Карина Богданова, Дарья Косаринова