Чемпион России и мира по борьбе Алексанр Ивашкин начинал свою спортивную карьеру, будучи первоклассником, когда его вес был всего 16 кг! Никто и не думал, что из такого малыша вырастет настоящий победитель, который будет с легкостью одолевать своих противников на ковре и завоевывать медали. И только Заслуженный тренер России Юрий Скобелин сделал ставку на маленького Сашу. И не прогадал! Под его руководством из Ивашкина вырос настоящий чемпион, который сейчас вернулся в Федерацию борьбы, чтобы передавать свой опыт и знания подрастающему поколению. В интервью 73online.ru он рассказал о своей спортивной карьере, главных схватках, знакомстве с Карелиным и почему новое руководство федерации обязательно вырастит олимпийских чемпионов.
- Как вы пришли в спорт?
- Старший брат занимался борьбой и, чтобы ему было не скучно привёл меня. Сам через два месяца ушёл в хоккей. Помню, как ходили на тренировки пешком по 3-5 км. Когда я пришёл в борьбу в 1 классе, весил 16 кг. Меня прозвали из-за такого веса Малым. Шутили надо мной. Естественно, я сопротивлялся как мог, оттуда у меня и сформировались терпение, трудолюбие, лидерские качества. Со временем мой тренер Юрий Николаевич Скобелин сделал на меня ставку. После долгих тренировок начал показывать результат. И уже в 15 лет выполнил норматив Мастера спорта СССР, но так как в 15 лет его не давали, только с 16, подтвердил его через год. В 1991 выиграл Первенство СССР среди молодёжи. Это открыло мне путь дальше.
- Вы сразу поняли, что спорт - это серьезно, или сначала было просто как увлечение?
- Сначала было просто увлечение. Ведь, кроме борьбы, хоккея и плавания больше ничего не было. Конечно, не рассматривал, что стану борцом. 16 кг - это очень маленький вес, и я думал, что для того, чтобы что-то занять и куда-то заявиться, нужно хотя бы набрать его. По совету тренера пришлось есть картошку со сметаной, лучше запечённую. На протяжении недели ел только ее и потом, когда я взвесился, оказалось, что я поправился на 2 кг и стал весить уже 18 кг. Дальше уже по накатанной. Мне нужен был минимальный вес 23 кг.
- Когда вы поняли, что спорт теперь стал чатью вашей жизни?
- В 15 лет, когда выполнил норматив. Тогда мой тренер спросил, что я буду делать дальше. Я ответил – тренировать. Он на меня покосился с улыбкой, ведь в 15 лет тренером никуда не возьмут, и сказал, что нужно поработать ещё пару лет, уже потом можно рассмотреть такой вариант.
- Вы помните свою первую схватку?
- Да, это было в «Динамо». Вес был 23 кг. По регламенту борец, который тренировался менее двух лет, не допускался к соревнованию, потому что у него могли быть травмы. Я там занял третье место.
- А первую победу помните?
- Первая победа была в 10 лет, потому что у нас часто проводились соревнования на базе спорткомплекса «Динамо».
- А помните, с кем вы боролись, своего соперника?
- Да, Борисов Фёдор.
- Сейчас общаетесь?
- Нет. Жизнь разбросала, и каждый пошёл своей дорогой. Сейчас, наверное, больше общаюсь с теми людьми, с которыми я познакомился, когда попал в сборную. И эта дружба ценнее, потому что в то время мы были соперниками, а сейчас встречаться уже надо не на ковре, а в жизни. Практически в каждом городе бывшего СССР у меня есть коллеги, знакомые.
- А какая она награда для вас самая значимая?
- Я боролся в Удмуртии с местным борцом, который тоже претендовал на первое место. Встреча длилась 23 минуты. Я на всю жизнь запомнил этот момент: меня просто унесли с ковра. И схватка на Первенстве мира. Тогда боролся с южнокорейцем, он был достаточно быстрый, хорошо подготовленный. В тот момент я боролся за сборную СССР. Я никогда не делал сальто раньше, а здесь я настраивался сам с собой перед схваткой, что если выиграю, то сделаю. Сделал!
- Когда стали чемпионом мира, что ваш тренер сказал вам?
- Раньше не было сотовых телефонов. Поэтому я даже не мог сообщить ему о победе. Он меня встретил в аэропорту. Повез домой на машине. Едем, молчим. И он ничего не спрашивает. Уже ближе к дому, я сам у него спрашиваю, мол, а вы знаете, как я выступил? Он говорит – нет. Рассказываю ему, что стал чемпионом мира, а он такой, ну поздравляю. Я-то ждал другого эффекта. Подъезжаем к подъезду, там бабушки сидят. Спросили откуда приехал, и тренер говорит, у вас теперь тут чемпион мира будет жить! И я понял, что он очень рад за меня. Подарили мне тогда медаль и чешскую вазу.
- Денег не давали тогда?
- Нет. Раньше мы за идею боролись. Сейчас спорт раскручивают.
- Когда вы решили стать тренером?
- Я закончил спортивную карьеру в 30 лет. Для моей весовой категории это поздно. На тот момент я получил травму – мне выбили плечо. Старший тренер сборной России на меня ставку уже не поставил. Потому что если бы на Олимпиаде это произошло – наград бы не было. На нее в итоге поехал другой человек. Следующая Олимпиада выпадала на мои 34 года. И мы посоветовались с тренером. Он мне сказал, что даже я буду все выигрывать, меня все равно не поставят – возраст. В итоге я выступила на турнире Поддубного и ушел. Лучше же уйти чемпионом. После этого я устроился тренером в «Торпедо». Юрий Николаевич отдал мне половину своей группы, в которой был его сын – Николай Скобелин, который в будущем выполнил норматив мастера спорта.
- Не обидно было?
- Конечно. Я думаю, что человек, который нанес мне травму, сделал это специально.
- У вас был пример для подражания?
- Я смотрел на Александра Карелина как на идеал. Хотя у нас были разные весовые категории. Помню в Кишиневе увидел его вживую в первый раз. Огромный человек! Очень простой и вежливый, но в нем было сразу видно его лидерские качества. Он всегда, когда заходил в столовую, громко говорил всем «приятного аппетита». В то время никто так не делал, а на его примере и я начал делать так же. Потом попал с ним в сборную. На протяжении почти 6 лет мы ездили с ним на одни и те же соревнования. До сих пор, когда встречаемся – общаемся. У него есть такое качество – он помнит все имена и всех людей, с которыми общался.
- А Константинов?
- Виталий Викторович был в то время нашим лидером, чемпионом, но редко заходил на ковер.
- Вы уходили из спорта, а сейчас решили вернуться. Почему?
- Потому что я вижу, что все начало меняться. Был большой прогал, из-за чего борьба ушла в тень. Сейчас во главе федерации встали молодые ребята – Марат Хисамов, Николай Скобелин. Они взяли новый курс. Собирают снова всех самых заслуженных тренеров, спортсменов, титанов борьбы, если можно так сказать, чтобы возродить федерацию, достигать высоких результатов. Мне их позиция по возрождению ульяновской школы борьбы близка. Они прикладывают много усилий, чтобы «Торпедо» возродился, и я хочу быть к этому причастным. Мы будем передавать свой опыт подрастающему поколению и молодым тренерам. Думаю, что благодаря новому руководству и их инициативе мы сможем добиться тех же результатов и даже больше. У нас снова появятся олимпийские чемпионы, а Ульяновская область снова станет кузницей великих борцов!
Анастасия Турович