Конкурсный управляющий хочет заставить Наири Чатиняна оплатить часть долга Ульяновского механического завода №2, который тот когда-то возглавлял и довел до банкротства. Представитель Чатиняна не согласна и кивает в суде на заказчиков и одновременно кредиторов предприятия – якобы это они приложили руку к разорению завода.

Напомним, Наири Чатинян возглавлял Ульяновский механический завод №2 с 2002-го по 2016 год. Последние несколько лет его управления предприятие жило за счет заемных источников. В 2016 году в Арбитражный суд Москвы поступило требование о признании УМЗ-2 банкротом. Подало его ООО "Промтек", которому предприятие задолжало 638 тысяч рублей. Суд включил фирму в реестр требований кредиторов третьей очереди, а в марте 2017-го признал УМЗ-2 банкротом, назначив конкурсным управляющим Рамила Минабутдинова. Имущество завода стали распродавать: только в 2018 году было пущено с молотка активов на 169,3 млн рублей.

В ноябре прошлого года г-н Минабутдинов обратился в Арбитражный суд Москвы с требованием привлечь бывшего начальника УМЗ-2 Наири Чатиняна к субсидиарной ответственности. То есть заставить его расплачиваться за долги предприятия, которое само их отдать не может. Узнать сумму задолженности УМЗ-2 перед кредиторами у Рамила Минабутдинова не удалось. Он заявил, что не общается с представителями СМИ.

Заседание по его ходатайству состоялось 20 января. Сам Чатинян на него не явился, его интересы представляла юрист Мария Назанская. Минабутдинов просил привлечь Чатиняна к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве. Якобы сделать это надо было в течение месяца с 18 марта 2016 года, когда суд принял решение о взыскании с УМЗ-2 задолженности по контракту в пользу АО "Спецремонт" (структура Минобороны РФ - прим. ред). Вместе с процентами это более 100 млн рублей. На тот момент у завода не было денег, чтобы выплатить такую сумму.

Представитель Наири Чатиняна парировала, что сам факт задолженности не является поводом, чтобы руководитель сам обращался с заявлением о признании предприятия банкротом. Мария Назанская стала перечислять активы завода по состоянию на 2016 год - видимо, пытаясь дать понять, что расплатиться с долгом завод на тот момент мог. По словам юриста, тогда у УМЗ-2 было имущество стоимостью более 340 млн рублей, права требования задолженности на 30 млн рублей, а также решение суда, по которому АО "39 Арсенал" должно было выплатить ульяновскому предприятию 29 млн рублей задолженности, но до сих пор этого не сделало. Упомянув долги перед УМЗ-2, Мария Назанская продолжила тему, фактически обвинив заказчиков в том, что это они в свое время "помогли" банкротству завода.

– Данная задолженность [АО "39 Арсенал" перед УМЗ-2] до сих пор не оплачена. Это говорит о том, что кредиторы сами должны предприятию и не выполняют при этом своих обязательств. То есть они лишают себя и других кредиторов возможности погашения, - заявила юрист.

– То есть вы считаете, что кредиторов надо привлекать? - удивился судья Андрей Архипов.

– Мы вообще считаем, что выполнение данных контрактов, которые с 2012 года были заключены в рамках гособоронзаказа, блокировалось самими же нашими контрагентами. Предприятие качественно выполняло работы, однако "Арсенал" по необъяснимым причинам отказывался их принимать, не приводя обоснования. Есть акты проверки, что АО "Спецремонт" не внесло изменения в контракт, и мы не могли сдать им продукцию по их же вине. При этом есть масса заключений, что наша продукция соответствует всем требованиям, получена, находится в воинских частях и претензий к ней нет, но нам не согласовывают...

– Это мало отношения имеет к делу, – остановил юриста судья. – То, что кредиторы не выполняют своих обязательств, это от директора зависит, он должен понимать, с кем он работает. Поэтому говорить, что директор хороший [а остальные нет], некорректно.

На этом заседание пришлось закончить. Конкурсный управляющий не предоставил данные о бухгалтерском балансе УМЗ-2 за 2015 год, которые давали бы право говорить о том, что у предприятия не было денег на оплату задолженности "Спецремонту". Суд дал Рамилу Минабутдинову на это времени до 18 марта.

Справка 73online.ru:

Ульяновский мехзавод №2 на Московском шоссе был основан в 1959 году и числился в списке базовых предприятий Минмонтажспецстроя СССР по выпуску грузоподъёмной техники и специальных монтажных кранов грузоподъёмностью от 10 до 500 т. Изготавливал гусеничные краны марки МКГС, автомобильные краны "Ульяновец" и автогидроподъёмники АГП-9, навесное оборудование для кранов, также оказывал услуги и по изготовлению металлургических отливок. В середине 80-х годов предприятие сделало уникальный кран МКТ-250 грузоподъемностью 250 т и высотой подъема 124 метра. По своему конструктивному исполнению кран не имел аналогов во всем мире.

Сам бывший гендиректор УМЗ №2 (с 2002-го по 2016 год) Наири Чатинян долгое время был членом бюро обкома КПРФ, секретарем райкома. По его словам в 2016 году, из-за проблем с заводом от активной партийной деятельности он отошел, хотя не исключал возможности своего участия "в той или иной мере" в предстоящей выборной кампании депутатов Госдумы РФ и губернатора Ульяновской области. Известен своими жесткими высказываниями в адрес районных и областных чиновников, функционеров реготделения "Единой России". Ранее он инициировал и спонсировал различные громкие акции: вручение деревянной телеги районному главе, закупившему дорогую иномарку, установку в селе памятника воинам Великой Отечественной войны, голодовку коммунистов около аэропорта "Ульяновск-Восточный" в знак протеста против размещения там перевалочной базы НАТО. Кроме того, долгое время Чатинян спонсировал реготделение КПРФ.

Николай Андреев