Цены на бензин поползут вверх во втором полугодии, но разгуляться им не дадут. Если в конце 2018 года и в первые шесть месяцев 2019-го стоимость бензина и дизтоплива сдерживалась административными и политическими методами в рамках соглашения о «заморозке» цен между правительством и 10 крупнейшими нефтяными компаниями, то теперь власти заявляют, что рынок регулировать не надо, рост цен не превысит уровня инфляции, а если ценники будут выходить за рамки, то проблему станут решать с помощью уже испытанного способа ограничения розничных цен. Это может ударить по региональным сетям АЗС и единичным заправкам. Сдерживание розницы ставит их на грань выживания. По прогнозам экспертов отрасли, независимые игроки рынка постепенно будут сдавать свои позиции федералам.

Контроль был жестким

1 июля истек срок соглашения между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании роста мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, и его решили не продлевать. В отличие от весны-лета 2018 года, когда цена бензина возросла в среднем на 3 рубля за литр, в этом году аналитики не прогнозировали скачка. Ульяновскстат сообщил об увеличении в I полугодии 2019 года стоимости литра АИ-92 на 77 копеек, АИ-95 - на 81 копейку, а дизтопливо подешевело на 15 копеек. Власти договаривались с нефтяниками, что цены на бензин и дизель не станут расти быстрее инфляции, и не увидели предпосылок для взлета цен в рознице. В противном случае обещано повысить экспортные пошлины, сделав поставки топлива за рубеж невыгодными.

Источник: Ульяновскстат

По мнению директора регионального топливного оператора - компании «Ресурс-Ойл» - Анвара Каримова, меры, предложенные властями, стабилизировали рынок, и сейчас ситуация предсказуема: «Объективных причин для резкого скачка цен на моторное топливо я не вижу, но и снижения не произойдет. Цены будут расти пропорционально инфляции. Прогноз на III квартал: бензин прибавит не более 30 копеек за литр».

- Положение на топливном рынке после завершения договоренностей с вертикально интегрированными нефтяными компаниями о «заморозке» остается стабильным, динамика цен в рознице не превышает темпов инфляции, которая с начала года и до 8 июля составила 2,7%. В первую неделю июля динамика розничных цен на бензин марок АИ-92, АИ-95 даже отставала от темпов инфляции, - рассказывает замруководителя регионального управления ФАС Константин Попов.

Неконкурентный ульяновский рынок

По данным УФАС, в Ульяновской области на рынке продаж нефтепродуктов работает 25 компаний. Основными поставщиками оптовых партий бензина и дизтоплива являются «НК «Роснефть» и «Татнефть». Они доминируют и в рознице.

Справка 73online.ru:

По данным benzin-price.ru, всего сеть АЗС в Ульяновской области насчитывает 246 комплексов, из них 98 принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), остальные - независимым операторам. Среди ВИНКов наибольшим парком АЗС располагает «НК «Роснефть» через свои территориальные подразделения: «Ульяновскнефтепродукт» (46 заправочных комплексов) и «Башнефть-розница» (10 АЗС). «Башнефть» вошла в состав «Роснефти» в конце 2016 года. На второй позиции - «Татнефть» с филиальной сетью «Татнефть-АЗС Центр» с 26 заправочными комплексами. Интересы «Лукойла» в регионе представляет «Л-Ульяновскнефтепродукт», управляющий 16 АЗС. Среди независимых операторов топливного ритейла самая большая сеть — 26 заправочных комплексов — у «УльяновскЦентрГаза». Крупной независимой компанией также является «Ресурс-Ойл» с 10 АЗС. Остальные участники рынка управляют 2-3, максимум 5 АЗС. В сельской местности есть предприниматели, у которых весь бизнес состоит из одной-единственной заправки.

- Региональный рынок бензина и дизтоплива — это рынок с высокой степенью концентрации и неразвитой конкуренцией, - констатирует Константин Попов.

Последние структурные изменения рынка инициировала ФАС в 2017 году, когда после приобретения контрольного пакета акций компании «Башнефть» ведомство обязало «НК «Роснефть» продать часть АЗС. Совокупные объемы реализации моторного топлива «Роснефти» и «Башнефти» в Ульяновской области и ряде других регионов превысили 50%. ФАС усмотрела в этом противоречия закону о защите конкуренции. Торги по продаже АЗС «Роснефть» должна провести в течение двух лет с момента получения предписания антимонопольного ведомства. Этот срок еще не истек.

Главенствующее положение крупных компаний дает им возможность осуществлять ценовое давление на независимые мелкие компании, владеющие АЗС, которые вынуждены подстраиваться под их условия. Независимые операторы рынка говорят о росте крупного опта, при этом розничные ценники из-за влияния административных и политических факторов не могут расти столь быстро. «ВИНКи для независимых поставщиков оставляют наценку в 2-3 рубля в пересчете на литр топлива, - поясняет владелец сети АЗС «AУРУМ» Юрий Золотарев. - Прибавьте к этому операционные расходы: оплату персонала, эксплуатацию станции, аренду земли под АЗС, налоги и коммунальные платежи — все это оказывает влияние на формирование конечной стоимости топлива. Показатели рентабельности розничных продаж невысокие. Выдерживать конкуренцию с крупными компаниями трудно».

- Для стабильного положения на рынке маржа розничных продавцов моторного топлива должна быть не менее 6-7 рублей с литра, а в первом полугодии средний показатель был 3 рубля с литра. Это не зона убыточности, но и об устойчивом развитии говорить не приходится, - комментирует ситуацию директор компании «Ресурс-Ойл» Анвар Каримов.

Согласен с ним и директор компании «ОНАКО-Комета» Сергей Масленников:

- Наценка у нас для выживания. Удается обеспечить лишь минимальную маржинальность. Диспропорция между высокими оптовыми ценами и розницей съедает весь доход. Мы не можем, как ВИНКи, списать убытки розницы на оптовое звено, на добычу нефти или переработку.

Потребители выбирают альтернативу

Еще одним фактором, который также не идет на пользу местным игрокам рынка, стал переход потребителей на газомоторное топливо. Так, сейчас в Ульяновске, по словам руководителя ульяновского объединения диспетчеров и перевозчиков такси Михаила Фролова, уже порядка 40% водителей такси используют газомоторное топливо. «Небольшой рост цен на бензин, который был в первом полугодии, не слишком сильно увеличивал себестоимость перевозки, но очередная волна введения онлайн-касс и увеличение налоговой составляющей в структуре себестоимости услуги перевозки могут сделать даже незначительный рост расходов на топливо весьма ощутимым», - говорит г-н Фролов.

Выбор в пользу более дешевого газового топлива делают и бюджетные организации. Например, скорая помощь Ульяновска использует автомобили на газомоторном топливе. В рамках контракта, заключенного с компанией «Автодом», в распоряжение городской станции скорой помощи ежесуточно предоставляется 45 автомобилей. По словам представителя «Автодома» Дениса Баннова, экономия средств на топливе получается очень существенная: «Газ вдвое дешевле бензина. Расход газа в автомобиле чуть выше, чем бензина, но использовать его все равно выгодно — себестоимость поездки снижается на 40% по сравнению с использованием бензина».

Чтобы выжить, представители независимых операторов вынуждены не только совершенствовать технологии продаж, но и делать ставку на развитие сегмента сопутствующих товаров и услуг. АЗС внедряют бонусные программы, топливные карты для корпоративных и частных клиентов, делают акцент на автосервисы, мойки, кафе и автомагазины при заправках, однако на плаву удастся остаться не всем, и эксперты прогнозируют постепенный уход с рынка мелких независимых операторов и усиление монопольного положения ВИНКов.

Юлия Жаркова