73online.ru продолжает серию публикаций о чапанном восстании - одном из самых крупных крестьянских восстаний против большевиков во время Гражданской войны в России в марте-апреле 1919 года. Второй текст - о продолжении боев после первых арестов и казней и подавлении мятежа.

Оправившись от первых ударов, власть перешла в наступление. В три часа утра 8 марта в Новодевичье прибыл отряд в 300 человек и начались аресты. Было расстреляно 18 мятежников.

Однако на других фронтах бои продолжались. Именно словом «фронт» обозначены районы боевых действий в сводках тех дней: «11 марта в 6 часов часть отряда двинулась на Хрящевку и после артиллерийской подготовки заняла большую половину Хрящевки. Но под наступлением многочисленного противника, вооруженного винтовками и пулеметами, вынуждена была отойти на исходный свой пункт в деревне Белый Яр… С нашей стороны убитых, раненых и пропавших без вести около 70 человек, в том числе большой процент командного состава. Нами оставлен противнику 1 пулемет, замок от которого унесен… Нашей артиллерией зажжено очень много домов в Хрящевке.

По заявлению представителя Восточного Фронта Лазарева, крестьяне озверели. С вилами, кольями и ружьями в одиночку и толпами лезут на пулеметы, несмотря на груды трупов. И их ярость не поддается описанию… Условия для наступления для нас очень невыгодные – большой, чуть не по пояс, снег. По рассказам перебежчиков, у повстанцев в бою под Хрящевкой потери выражаются убитыми и ранеными около 200 человек». «После двух безуспешных атак на село Хрящевку, 13-го марта, после шестичасового упорного боя, Хрящевка была занята. При чем решающим значением боя был внезапный налет кавалеристов во главе с начальником отряда тов. Трут.

Наши потери выразились в этом бою: убитых – 4, раненых – 23. Точных сведений о потерях противника нет, но приблизительно у него около 150 убитых».

Подобных эпизодов, свидетельствующих об ожесточенности боев, в сводках множество. И тем не менее, как гласит народная мудрость, плетью обуха не перешибешь. Медленно, но верно, войска брали верх. В телеграмме председателя Губернского Совета Гимова от 14 марта сказано: «Восстание в Сенгилеевском уезде ликвидируется. Главные пункты сопротивления начинают сдаваться. Население сдает пулеметы, оружие, выдает главарей кулацкого мятежа. Так, просили пощады и сдались Мордово и Бектяшка. Это центр кулачества. В скором времени будет ликвидировано восстание. В Симбирском уезде, в Сызранском районе восстание ликвидировано почти в полной мере».

Вечером 16 марта пали Тереньга, Ляховка, Дурасовка, Беклемишево.

На утро 24 марта «в Карсунском уезде сдали оружие села Комаровка, Ботьма, Возневецкое, Новостаничное, Малый Устерень. Симбирским отрядом занято село Белозерье, которое сдало 44 винтовки. Из села Усть-Урень присланы делегаты для переговоров о сдаче оружия».

Захоронения красноармейцев, погибших во время чапанного восстания. Ульяновск

Источник фото: Википедия

Под воздействием военной силы к восставшим стало приходить прозрение. Из Резолюции граждан селений Поповской волости, принятой 19 марта: «Обсудив положение, в каком очутились после содеянного нами восстания, подбитого провокаторами-наймитами буржуазии, на которое и поддались, не разбираясь по своей темноте… Дабы хотя бы в части загладить наш незаконный и необдуманный поступок, мы от всего собрания даем торжественное обещание и честное слово нашему Советскому рабоче-крестьянскому правительству в том, что никогда ни при каких условиях таких необдуманных поступков делать не будем…».

К началу апреля восстание было полностью подавлено. Настала пора подводить итоги.

В постановлении состоявшегося 2 апреля заседания Симбирского губисполкома отмечалось, что совпадение сроков восстания в Симбирской губернии с восстаниями в Брянске, Самаре, Саратове и Петрограде, обнаруживает общий план в связи с наступлением колчаковских и других войск. А само выступление есть следствие задуманного по всей России контрреволюционного выступления.

Другой важной причиной мятежа стал обнаруженный в ходе расследования ряд преступлений, совершенных советскими и партийными работниками, которых решено было придать суду революционного трибунала.

Продолжение следует.

По материалам Государственного архива Ульяновской области