Производство сладостей в стране за первые четыре месяца снизилось на 3,4%, говорят эксперты. Во многом на это оказало влияние сокращение экспорта продукции из-за нарушения логистики. Сейчас перед производителями стоит задача по поиску новых рынков сбыта. Тем временем растут затраты на производство, что приводит к росту отпускных цен. Некоторые пытаются сдерживать стоимость продукции, другие же не могут себе этого позволить. О том, как складывается обстановка в отрасли, насколько выросли цены и какие прогнозы дают эксперты — в материале 73online.ru.

Объемы падают

Производство кондитерских изделий за январь-апрель 2022 года снизилось на 3,4% по стране, до 1,2 млн тонн, следует из презентации Минсельхоза, с которой ознакомился «Коммерсантъ». Это единственная категория среди основных продуктов питания, в которой наблюдается снижение выпуска.

Эксперты называют одной из причин уменьшение поставок на внешние рынки. За данный период экспорт кондитерских изделий из России сократился на 40 тыс. тонн по сравнению с показателем прошлого года

Подтверждает это и исполнительный директор «Ассоциации предприятий кондитерской промышленности» (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. «Но траектория производства на данный момент пошла вверх, — отмечает эксперт. — Наибольшее снижение было в феврале-марте, в апреле-мае производство начало восстанавливаться практически по всем регионам».

Лашманкин сообщил, что на прошлой неделе в Минсельхозе прошло совещание с субъектами РФ, где участвовали крупные производители кондитерской продукции. Были представители и Ульяновской области. Практически все субъекты подтвердили выводы АСКОНД о восстановлении производства.

— Если, например, брать 2019 год, то там просели на 3,6% по итогам года. Почему-то никто не сказал тогда, что это сильное падение. Но за 2020 и 2021 год индустрия полностью восстановила объемы производства. Поэтому пока каких-то критических вещей на внутреннем рынке не происходит, — считает Лашманкин.

Говоря об экспорте, специалист отмечает, что логистические схемы до конца не восстановились еще с начала пандемии. В связи с санкциями также наблюдаются выпадающие объемы экспорта, которые, по мнению экспертов, вряд ли будут восстановлены по итогам 2022 года.

— Скорее всего, сработаем хуже, чем в 2021 году. Однако это повод перестроить стратегию и более активно искать выходы на новые внешние рынки. Экспортное направление для нас важно, потому что начиная с 2016 года отрасль стала очень экспортно ориентированной: мы целенаправленно развивали поставки в другие страны, — сообщает Лашманкин.

Эксперты отмечают, что по итогам 2021 года на экспорт было направлено 800 тыс. тонн кондитерской продукции, или 20% от всех произведенных сладостей. По шоколадным изделиям цифра еще выше — 28%. РФ уверенно входит в четверку крупнейших производителей кондитерской продукции в мире.

— Такие объемы экспорта не могут быть восстановлены за счет внутреннего рынка, потому что он очень близок к насыщению. Если у нас выпадают определенные объемы по экспорту, то мы будем фиксировать снижение производства, — подытоживает Лашманкин.

Зависимость от импортного сырья и рост цен

Среди крупных игроков кондитерских изделий Ульяновской области эксперты выделяют такие предприятия, как фабрика «Волжанка» (входит в холдинг «Славянка»), «Глобус» (входит в структуру холдинга «KDV»), а также производственная площадка мультинационального производителя компании MARS.

По данным Ульяновскстата, за четыре месяца нынешнего года ульяновскими производителями было изготовлено 33 022,6 тонн кондитерских изделий (+6% к аналогичному периоду прошлого года), 1529,6 тонны – мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (-17%), 28 524,7 тонны — шоколада и кондитерских сахаристых изделий (+12,6%), 8 107,5 тонны — хлебобулочных изделий недлительного хранения (-13,2%). Снижение объемов производства хлебопекарных изделий, как объясняли ранее участники рынка, длится уже несколько лет и связано с переходом потребителей на здоровое питание.

Сладости в мае 2022 года подорожали на 1,7% к предыдущему месяцу.

Владелица шоколадной фабрики «Симбирское ателье» Милана Привалова говорит, что себестоимость продуктов выросла в среднем на 20%, некоторых — на 30%. Для покупателей наценка идет небольшая, но не повысить стоимость сладостей производитель не может.

— Цены на сырье продолжают расти, даже несмотря на то, что курс доллара стабилизировался. У нас много импортных компонентов, поэтому, конечно, испытываем определенные сложности. Пока у дистрибьютеров есть какие-то запасы на складах, параллельно ищем аналоги.

Директор бренда «Сласти от Насти» Анастасия Осипова рассказывает, что стоимость некоторых ингредиентов подскочила в 3-4 раза. «При этом что-то вернулось в норму, другое же так и не снизилось. Цены действительно выросли, но сейчас уже пошли вниз. Замороженная малина с 500 рублей подорожала до 1,5 тыс. рублей за килограмм. Примерно такая же ситуация была с фисташковой пастой», — объясняет Осипова.

Как отмечает владелица пекарен «Шерман» Фаина Самарцева, сложившаяся ситуация не может не отразиться на ассортименте кондитеров. «Достаточное количество сырья попало в санкционные списки, что приведет к изменениям в технологических процессах. Заменять придется глазурь, шоколад, различные смеси для производства».

Рост себестоимости естественным образом ведет к росту отпускных цен. «Мы поднимали цены недавно, потому что стоимость орехов, ванили, кофе, шоколада, желирующих смесей, сливок, масла, даже сахара, возросла», — поясняет Самарцева.

Так же поступила и владелица кофейни Tramcoffee Мария Крутова:

— На что-то стараемся сдерживать рост. Раньше у нас было зарубежное сырье, теперь используем российское. Сейчас у поставщиков нужно заказывать на намного большие суммы, чем мы планировали. Плюс очень долго ждать из-за логистики.

Исполнительный директор АСКОНД Вячеслав Лашманкин констатирует: «Отрасль является крупным потребителем сырьевых ингредиентов. Например, рынок забирает порядка 1,5 млн тонн сахара из 6 млн тонн, произведенных в нашей стране, крупные производители закупают порядка 1/10 тонн муки. Если сахар, муку, молоко, масложировые продукты приобретаем в РФ, то ореховая группа, куда входят, в том числе, какао-бобы, масло и т. д., а также тропические масла, привозятся из-за рубежа».

Отрасль зависит от импорта и опосредованно. Например, это касается упаковки. За последние 6 лет кондитеры переориентировались на внутренний рынок. По словам экспертов, сегодня 75% всей продукции покупается у российских производителей. Но чтобы ее сделать, отечественным компаниям нужны краски, клей, картон, лаки, которые пока не производятся в нашей стране. «Поэтому сейчас нам требуется создать беспрепятственный импорт по тем ингредиентам и оборудованию, которых в России нет, а также обеспечить эффективный вывоз продукции», — подытоживает Лашманкин.

Фото на главной: ru.freepik.com

Марина Иванникова