В 2020 году пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения серьезно затронули мебельную индустрию. С началом самоизоляции и закрытием границ произошло резкое падение спроса. Но по мере смягчения ограничительных мер отложенный спрос спровоцировал бум продаж в мебельных салонах, за которым последовал резкий рост цен – около 30%. Однако зарабатывать мебельщики от этого больше не стали, потому что цена на комплектующие повысилась еще больше – на 40%. Это подтолкнуло предприятия осваивать маркетплейсы и продолжать постепенно повышать стоимость продукта. До конца года эксперты прогнозируют рост цен еще на 30%.

2020 год стал кризисным для большинства отраслей, и мебельная индустрия не стала исключением. Сейчас на территории Ульяновской области работает около 300 мебельных предприятий. Несмотря на то, что из-за закрытия границ люди отказывались от отпуска и перераспределяли бюджеты в пользу ремонта, по оценке экспертов, во время пандемии закрылось примерно 10% производств.

— Многие были слабо готовы к кризису, поэтому разорились, обвинив в этом коронавирус. Но на самом деле пандемия лишь ускорила тех, кто находился на грани закрытия. Молодые и сильные команды, наоборот, усилили свои позиции, — считает президент ассоциации мебельщиков Ульяновска Александр Синеркин.

Образовавшийся после локдауна отложенный спрос, который копился годами, сформировал на рынке дефицит. По словам Синеркина, у многих фабрик не хватало мощностей, чтобы закрыть потребность: «Если производство рассчитано на выпуск двадцати кухонь, а заказов сорок — нет ресурса, чтобы их покрыть, а мебельный рынок развивается годами».

При этом, как уточняет руководитель корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов, производители были обеспечены заказами на 2-3 месяца вперёд. Причем такое интенсивное потребление сохраняется до сих пор. И несмотря на то, что цены за прошлый год выросли на 30%, предприятия не стали зарабатывать больше, потому что были вынуждены реализовывать продукцию по старым договорам, кроме того комплектующие подорожали примерно на 40-50%.

— Стоимость продолжит расти, но резко производители ее повысить не смогут, потому что потребитель к этому не готов. До конца года прогнозируем еще плюс 30%. Пока что рост сдерживается благодаря тому, что крупные поставщики закупили материалы по старым ценам, — пояснил руководитель мебельного кластера Ульяновской области Алексей Попов.

По мнению эксперта, рост цен не сможет остановить даже сокращение спроса. «Все, кто хотел, сделают ремонт, приобретение мебели — это не ежедневная потребность, спрос насытится, и к концу года немного упадет. Но это также зависит от того, насколько активно будут вводить в эксплуатацию жилье застройщики. Сейчас есть три крупных центра по строительству в стране — это Москва, юг и Казань. Причем уже сейчас 50% мебели, которая производится в регионе, уходит в Москву, поскольку в Ульяновской области самое комфортное транспортное плечо», — отмечает Попов.

Мебельных поставщиков, работающих на экспорт в Ульяновске, сейчас порядка 25, но на маркетплейсы пока никто из них не выходит, работают в основном через дилеров. Локдаун тем не менее подтолкнул компании пересмотреть рынки сбыта и выйти на онлайн-платформы.

— Пока люди сидели на изоляции, они начали более активно пользоваться интернет-магазинами, там также вырос объем по продажам. Ульяновские компании только начинают выходить на этот рынок, пока через онлайн работает только около 30% местных предприятий. B2C в основном продают через OZON и Wildberries, для продаж B2B в этом году компании начали выходить на Alibaba Group, — говорит Алексей Попов.

Руслан Гайнетдинов также отметил, что с учетом курсовой динамики мебельным фабрикам стоит посмотреть на экспортный рынок: «Когда рубль слабеет, повышается спрос на российскую продукцию, так как она становится дешевле, растет конкурентное преимущество для выхода на международный рынок».

Анна Ежова