Пивоваренные компании столкнулись с рядом сложностей после февральских событий. По оценкам представителей отрасли, иностранное сырье и оборудование, которое используют все российские производители, подорожало на 70%. При этом сниженный спрос на продукцию не позволяет повышать стоимость для покупателей. Пивоварни в поисках аналогов используемых компонентов, но пока не всем удается их найти. О том как складывается ситуация в отрасли, какие задачи стоят у производителей и возможно ли заменить сырье на российское, в материале 73online.ru.

Производство пива в России в первом квартале 2022 года выросло на 2,9% и составило 152,8 млн декалитров (дал), пивных напитков — на 17%, до 21,8 млн дал. Из данных Росстата следует, что в первом квартале 2022 года объем производства пива и пивных напитков составил 177 млн дал, показав незначительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 3,7%. Как отмечают специалисты, темп роста производства пива начал снижаться: в аналогичном периоде 2021 года показатель составлял 6,1 против 3,7% в этом году.

Цены растут, пока сырье где-то бродит

По оценке экспертов, снижение объемов производства отчасти связано с удорожанием себестоимости продукции и нарушением поставок сырья. По мнению Ассоциации производителей пива (АПП), дополнительным фактором, влияющим на отрасль, стало повышение акцизных ставок на алкогольную продукцию: для пивоваров рост составил 4,3%, в то время как для крепкого алкоголя — 4,1%, для вин — 3,1%.

— В текущей ситуации индустрия продолжает испытывать влияние комплекса негативных факторов: нарушение цепочек поставок, изменение финансовых условий работы, в том числе недоступность кредитных линий, двузначный рост стоимости сырья и материалов. Кроме того, подавляющая часть поставщиков перешла на предоплату при сохранении изначальных условий контрактов и оплаты поставленной готовой продукции в торговые сети. Если ситуация не изменится, то значительный дефицит ликвидности угрожает перейти в полноценный кризис в период высокого сезона, — говорится в сообщении АПП.

Президент Ассоциации крафтовых пивоварен Алексей Аксель в комментарии «Коммерсанту» отмечал, что пока многие пивовары только анализируют ситуацию, но предпосылки для роста цен есть. «Дорожают солод, хмель, фруктовые соки, а также картон, пленка, этикетка, алюминиевая банка», — отметил Аксель. При этом, по его словам, долгосрочные контракты на закупку сырья есть только у крупных заводов.

Подтверждает это и директор одной из частных пивоварен Ульяновска Сергей Васильев: «На рынке сейчас можно купить весь импортный солод. Проблема в цене. Раньше он стоил 1000 евро за тонну, теперь — 1400. И это несмотря на то, что курс на евро низкий. Найти солод для закупки в наличии сложно, его приходится ждать, приобретать заранее».

— В марте 2022 года мы столкнулись с первыми препятствиями, когда в нашей стране пропал практически весь хмель, а за ним и европейский солод. За это сырье началась борьба между пивоваренными компаниями, пришлось налаживать новую логистику, искать поставщиков. Все сырье в миг подорожало на 70%, — рассказывает директор частной пивоварни, расположенной в Димитровграде, Александр Баланюк.

Как отмечает Сергей Васильев, изменение условий на рынке привело к снижению доходов от производства: «При этом для клиентов мы оставляем товар по доступной стоимости». В димитровградской пивоварне дополнительные расходы легли на предприятие, для конечного потребителя стоимость продукта увеличилась не более чем на 5%, больше не позволяет рынок и спрос.

По словам источника «Коммерсанта» в отрасли, о повышении цен на 5% сообщила и компания AB InBev Efes (марки BUD, Spaten, Corona Extra, «Старый мельник», «Клинское» и пр.).

Хмельное импортозамещение

Председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман направил главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву письмо с просьбой разработать программу господдержки для производителей хмеля. Это должно позволить снизить зависимость пивоваренной отрасли от импортного сырья. Как сказано в обращении, производители пива РФ используют около 7–7,5 тыс. тонн хмеля в год, из которых только 2% — местного производства, остальное поставляется из Германии, Чехии и США.

Однако, по оценкам Ассоциации хмелеводов России, увеличение производства хмеля в РФ до 1 тыс. тонн к 2030 году потребует более 500 млн руб. ежегодных субсидий в течение трех-пяти лет.

Исполняющий обязанности президента AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) Ораз Дурдыев напоминает, что многие из сортов хмеля, использующихся в производстве пива, запатентованы частными компаниями, поэтому заменить их будет проблематично.

Одна из районных пивоварен варит пиво из импортного сырья: дрожжи — из Франции, солод — из Чехии, Финляндии. «Евро упал, а цены не снизились. На сырье подскочили в 2 раза. Пытаемся сейчас заменить ингредиенты на российские, ищем варианты. Но с этим пока сложно», — говорит директор пивоварни Олег Вершинин.

На российские аналоги сырья уже перешли в пивоварне Сергея Васильева.

Пока используем российское сырье. Уже поэкспериментировали на некоторых сортах, качество отличное. Покупаем премиальный российский солод, по цене он не уступает европейскому. Хмель со снижением курса евро сильно упал в цене. С ним проблем нет. Дрожжи также импортные, они на рынке есть. Себестоимость подорожала, транспортные расходы увеличились, но это все в порядке прогнозируемых отклонений, — поясняет директор компании Сергей Васильев.

Более оптимистичных прогнозов придерживаются в одном из баров, где представлена крафтовая продукция, при производстве которой также использует зарубежное сырье. На сайте производителя указано, что он заказывает хмель и солод из Бельгии, Чехии, Финляндии, США, Германии и России.

— Проблемы в основном связаны с нарушением логистики. С сырьем, я думаю, будет все хорошо, потому что Россия — большой потребитель. Себестоимость производства, конечно, выросла. Насколько я знаю, с поставками пока проблем нет, они идут по другим путям, не как раньше, — объясняет директор бара Вадим Сметанин.

Эксперты отмечают, что отрасль испытывает трудности еще со времени начала пандемийного кризиса, а санкции усугубили ситуацию. «В первый год коронавируса пришлось закрыть одну точку. Сейчас все будет зависеть от покупательской способности. По оборотам продаж этот апрель хуже аналогичного месяца прошлого года», — рассказывает Вершинин. Сейчас пивоварня обменивается продукцией с другими представителями отрасли, чтобы поддержать спрос.

При этом все производители крафтового пива сходятся во мнении, что переходить на выпуск более «простых» сортов — не выход. «Те, кто выпускал крафтовое пиво, даже несмотря на сложности, резко не перейдут на более простые виды продукции. Например, солод можно заменить на российский без каких-либо потерь. Это просто вопрос времени», — констатирует Васильев. Не планируют «упрощать» ассортимент и в пивоварне Александра Баланюка.

Помимо сырья ключевой проблемой для ульяновских пивоваров стало обслуживание оборудования и закупка запасных частей.

— На нашем предприятии используется немецкое пивоваренное оборудование фирмы GEA, часть его еще вводится в эксплуатацию, поэтому мы сильно нуждаемся как в допоставках самой техники, так и в запчастях. К сожалению, наши немецкие коллеги уведомили о прекращении деятельности в РФ, аналогов практически нет, самостоятельно справиться с этим вопросом предприятия не могут, нужна помощь на Федеральном уровне, — говорит Александр Баланюк.

Вадим Сметанин говорит, что представленная в их баре пивоварня работает на импортном оборудовании из Чехии, Италии, Германии, но руководство успело закупить все необходимое еще до февральских событий. Он добавляет: «Обслуживать оборудование можно и на российских предприятиях. Если нужны будут какие-либо запчасти, их можно найти и в нашей стране».

В пивоварне Сергея Васильева техника еще советская, поэтому пока проблем не предвидится.

Все опрошенные пивоварни закрываться не планируют, сейчас они активно ищут пути решения возникших проблем. «В сложившейся ситуации задача предприятия сохранить объём и качество выпускаемой продукции», — подчеркивает Васильев.

При этом игроки рынка крафтового пива не надеются на поддержку от государства. Как отмечает Олег Вершинин, власти помогают в основном крупным пивоварням.

Фото на главной: Pixabay

Марина Иванникова