Сегодня в Ленинском районном суде огласили приговор по делу о нанесении ущерба «УльГЭС». Объемное решение готовили на протяжении восьми дней, а зачитывали с утра до самого вечера — и итог не обрадовал фигурантов.

На скамье подсудимых — бывший замдиректора «УльГЭС» Василий Головко и директор компании «СимбирскЭнергоСтройМонтаж» Сергей Струнников. Их обвиняют в нескольких эпизодах нанесения ущерба городскому предприятию (часть 2 статьи 165 УК РФ). Якобы они вмешивались в работу счетчиков и занижали потребление энергии организациями, а разница списывалась на технологические потери.

Подозрения на Василия Головко пали из-за его дорогих покупок, рассказывал в суде замдиректора по правовым вопросам Рамис Гибатдинов. В списке имущества Головко — солидные автомобили «Фольскваген Туарег» и «Порш Макан», квадроциклы, недешевые охотничьи приборы. Кроме того, замруководителя якобы стал часто и без объяснения причин куда-то отлучаться, что только усугубило подозрения. Однако отметим, что предъявленная 165 статья не предусматривает корыстной выгоды подсудимого — только нанесение ущерба. Вероятно, связь между благосостоянием Головко и пропажей электричества следствие не смогло доказать.

Василий Головко — в центре, фото с предыдущих заседаний.

Получателями бесплатной энергии обвинение называло торговую сеть «Гулливер» бизнесмена Игоря Любченкова и предприятие общепита ООО «Объединенные рестораторы», владелец — Елена Гришина. Ущерб составил порядка 18 миллионов рублей, из которых более 17 млн — от «Гулливера». Эти убытки «УльГЭС» компенсированы.

Представителей «Гулливера» — гендиректора Елену Сорокину и главного инженера Сергея Сидоранова — судили в особом порядке до начала нынешнего процесса. Оба числились ключевыми свидетелями обвинения, но с Сорокиной случилась нестыковка: она вдруг отвергла признания, данные ею ранее, и заявила, что «Гулливер» якобы поторопился с возмещением ущерба. Однако затем была вызвана на опрос еще раз, и вновь изменила позицию — признала вину. Чем вызваны были такие перемены, неизвестно.

Ни Головко, ни Струнников вины не признавали. Их защита обращала внимание, что размер ущерба определяли не официальной экспертизой, а рассчитав «на бумажке». Кроме того, в деле не хватает потерпевшего — ПАО «Ульяновскэнерго», с которым потребители заключали договоры на оплату электроэнергии. Адвокат Струнникова Андрей Мокровский требовал вернуть дело в прокуратуру, но суд ходатайство отклонил.

Гособвинитель Ирина Полякова запросила для фигурантов сроки в колонии-поселении: четыре года для Головко и два — для Струнникова.

Судья Тимур Хайруллин провел в совещательной комнате восемь дней, готовя решение, и огласил его сегодня, 16 ноября. Закончилось заседание только вечером.

Во время короткого перерыва перед оглашением наказания Сергей Струнников пожаловался сотруднику суда, что устал стоять. «Вы хотя бы не плачете, — ответила та. — Перед вами женщине приговор выносили, она проревела все пять часов».

Судья Тимур Хайруллин приступил к главной части решения. Головко признали виновным и приговорили к 2 годам колонии-поселения со штрафом 200 тысяч рублей, Струнникова — к 1 году колонии-поселения и штрафу 60 тысяч рублей. Оба должны явиться в УФСИН самостоятельно, поэтому на заседании обошлись без конвоя.

«Мы так и не поняли этот суд», — сказали Головко и Струнников после заседания, отказавшись в итоге от комментариев.

— Приговор законным и обоснованным не считаю, как минимум из-за включения в него одного из эпизодов [причинения ущерба], — заявил адвокат Струнникова Андрей Мокровский. — Суд тем самым открыл защите дверь для обжалования. Без этого из аргументов у нас был бы неверно посчитанный ущерб.

По словам защитника, явиться в УФСИН для исполнения приговора и отбытия в колонию-поселение фигуранты обязаны только после вступления решения в силу — а это может случиться только через несколько месяцев.

В «УльГЭС» прокомментировали, что приговор «явился логичным финалом деятельности» правоохранительных органов и сотрудников предприятия, которые пресекли причинение МУПу имущественного ущерба.

— Полагаем, что судом при вынесении приговора учтены все значимые обстоятельства, и действия подсудимых квалифицированы верно. На предприятии функционирует собственная служба безопасности, которая работает по пресечению хищений электроэнергии, — сообщили в «УльГЭС».

Андрей Семёнов