Телефонным мошенникам не повезло нарваться на состоятельную пенсионерку ФСБ, и на их поимку были брошены все силы. Организатором аферы силовики назначили ульяновца Валерия Коваленко, выдернули его из испанской тюрьмы и привезли в Россию, чтобы наказать. Основным свидетелем по делу стала бывшая жена главного фигуранта, которая некогда невыгодно для себя разделила с ним имущество.

Масштаб истории подчеркивает тот факт, что о ней сообщала лично Ирина Волк — официальный представитель МВД, как правило, уделяет внимание лишь самым резонансным делам.

Следствие выяснило, что с 2016 по 2020 год в России действовало крупное преступное сообщество. По факту — типичный «колл-центр» мошенников. Под предлогом возврата денег за когда-то купленные биодобавки, аферисты обчищали доверчивых людей. Ущерб составил 78 миллионов рублей, пострадали порядка ста человек из Ханты-Мансийска, Челябинска, Пскова и других городов. И среди них — не совсем обычные люди. Одной из жертв фигурантов оказалась отставная сотрудница ФСБ из Москвы — за несколько дней ее раскрутили на 36 миллионов рублей.

По подозрению в мошенничестве силовики задержали 13 человек. Организатором преступного сообщества назвали Валерия Коваленко из Ульяновска. К тому моменту он находился в Испании, и полиция объявила его в розыск по линии Интерпола. Коваленко задержали и посадили в тюрьму до экстрадиции. Испанские адвокаты просили для ульяновца политического убежища, однако успехом попытки не увенчались. Мужчину доставили в Россию в январе нынешнего года, сообщила адвокат Ирина Хутарева.

Ирина Волк об экстрадиции Валерия Коваленко. На видео с 1.10.

Поначалу дело оказалось в Челябинске, так как часть потерпевших — оттуда. В местной прокуратуре 73online.ru поясняли, что ОПС состояло из нескольких звеньев, и те, кто готовится к суду с Коваленко — группа так называемых обнальщиков, кто выводил со счетов похищенные деньги. В ведомстве не исключали, что дело в итоге могут направить в Ульяновск.

Так и случилось — формально ОПС была организована на родине Ленина, поэтому материалы сейчас рассматривают в Засвияжском районном суде. Только оглашение обвинительного заключения займет более десятка заседаний. Дело объемное — 98 эпизодов. Участникам в зависимости от ролей вменяют организацию или участие в преступном сообществе (статья 210 УК РФ) и мошенничество (статья 159 УК РФ).

Коваленко возят на заседания из СИЗО, где он состоит на спецучете — внимание к даже предполагаемым телефонным мошенникам за решеткой особое — стереотип о тюремных «колл-центрах» появился не просто так.

Адвокат Ирина Хутарева еще до судебного следствия заявляла о невиновности подзащитного, утверждая, что ни с кем из заявленных подельников он не знаком. Главным свидетелем в деле стала бывшая жена Коваленко, с которой он невыгодно для нее разделили имущество. В картотеке ульяновских судов действительно есть решение по одному из судебных разбирательств пары: несмотря на объемные требования, супруге Коваленко достался лишь пылесос.

«Вину не признаем, поскольку главным и единственным свидетелем была бывшая жена Коваленко. Она жила с ним на Кипре и была в курсе его финансовых дел. Когда он от нее ушел, она стала давать показания и писать заявления. Именно по ним все и были привлечены к ответственности», — комментирует Ирина Хутарева.

По прогнозам адвоката, статья о преступном сообществе, вероятно, не устоит — такова судебная практика, а что касается мошенничества, то вопрос лишь в количестве эпизодов, которое в итоге останется в приговоре.

По оценке гособвинения, процесс продлится не менее полугода.

Андрей Семёнов