Завод «Гиппократ», расположенный в Мулловке, снова оказался в центре внимания активистов. Депутат Госдумы Алексей Куринный заявил, что предприятие продолжает, несмотря на запрет, сливать сточные воды в реку Сосновку, а также сбрасывает отходы в канализацию без предварительной очистки. Димитровградские рыбаки утверждают, что барда с «Гиппократа» попадает в Черемшан. Руководство завода эти обвинения отрицает и заявляет о соблюдении экологических требований.

Алексей Куринный рассказал о «150 тоннах ядовитой «технической воды» в день», которая сливается в Сосновку. Депутат Госдумы провел свое расследование и сделал неутешительные выводы: «Есть решение суда о запрете сливать сточные воды в реку — слив продолжается. Имитация вывоза части отходов в канализационную города Димитровграда, как альтернатива сбросу в реку, тоже происходит с нарушением: без всякого предварительного разбавления и предварительной очистки. В результате отрава попадает в Черемшан. Обращения в надзорные органы в очередной (стотысячпятьсотый) раз направлены».

Заместитель генерального директора предприятия Антон Гусев называет информацию о сливе сточных вод в реку недостоверной. Все недочеты при сбросе воды уже устранены, поэтому в апелляционной инстанции руководство предприятия отказалось от иска в пользу министерства.

Гусев отметил, что процесс по строительству очистных сооружений не приостановлен. От Росавтодора в Казани «Гиппократ» получит разрешение на проход под федеральной трассой. Прокол под дорожным полотном сотрудники «Водоканала» завершат до прихода зимы.

При этом на котлованах продолжается рекультивация, пока позволяет погода — работы будут идти до заморозков и снега. Подрядчик провел пробную расчистку зеркала бывшего пруда Красотка, вывез более 700 кубометров сухой растительности и ила. Но потом процесс пришлось остановить из-за ухудшения погодных условий — было сыро, техника тонула.

Как пояснил Гусев, руководство завода написало в контролирующие органы письма с просьбой разрешить продолжить проведение работ по уборке прудовой растительности. Как уточнили наши собеседники из правительства, после прокурорских проверок у контролеров возникли вопросы к экосубботникам. Красотка имеет статус водоохранной зоны, поэтому проведение всех работ нужно согласовывать.

— По сути, «Гиппократ» поступает правильно: топ-менеджеры взяли на себя обязательства по восстановлению экологии, но рискуют попасть в бюрократическую ловушку и юридическую коллизию, — объясняют источники в коридорах власти.

Что касается сливаемой в Черемшан барды, о которой димитровградские рыбаки сняли целый фильм и выложили его на YouTube, то на заводе отрицают ее наличие, ссылаясь на неоднократные результаты проверок управления Росприроднадзора.

Завод заключил договор на вывоз сточной воды с подрядной организацией. В результате стоки были разделены: чистая вода уходит в реку Сосновку, а техническая отправляется на другие очистные сооружения в Димитровград.

На днях «Ульяновскоблводоканал» показал димитровградским общественникам, какая именно вода поступает в Черемшан с городских очистных сооружений. В ближайшее время по концессионному соглашению здесь модернизируют отстойники. После завершения работ сброс загрязняющих веществ в реку должен снизиться на 15-20%. Общественники остались довольны увиденным и услышанным.

Глава минприроды Гульнара Рахматулина в комментарии 73online.ru пояснила, что это объекты федерального значения: «Мы направили обращение в Росприроднадзор с просьбой отреагировать на сообщения жителей, это их полномочия», — отметила министр.

Эколог Лев Левитас, курирующий ситуацию с «Гиппократом» от Общественной палаты отрицает, что предприятие может сбрасывать отходы в реку.

— Мы плотно погружались в технологию и точно знаем, что промышленные стоки перевозятся на димитровградские очистные сооружения. А вот что уже они делают — вопрос другой. В то, что барду сливают в реку, также сложно поверить — она, во-первых, сегодня на вес золота, ее продают как вторсырье. А во-вторых, рядом с Сосновкой расположены несколько предприятий, а также брошенный жилой сектор, где есть свои канализационные стоки. Кто именно может загрязнять реку, нужно разбираться. Для этого я запросил на «Гиппократе» соответствующие документы, которые мне пока не представили, — рассказал Левитас.

До конца ноября в Общественной палате региона соберут комиссию, члены которой рассмотрят вопрос, что именно тормозит работу по строительству очистных сооружений и почему до сих пор нет прокола до федеральной трассы. «Будем разбираться», — пообещал Левитас.

Арина Майорова

Дарья Косаринова