Над бывшим главным дорожником Ульяновска Игорем Бычковым и начальником МБУ "Стройзаказчик" Александром Шкановым нависла угроза уголовного преследования. Прокуратура нашла признаки злоупотребления полномочиями при подготовке ими проектной документации для ремонта Императорского моста в 2016 году. Бумаги якобы были подготовлены некачественно, и поэтому новое покрытие, стоившее 13 млн рублей, продержалось всего полтора года. Более того, мост требовал капитального ремонта, но проводился текущий. Игорь Бычков говорит, что действовал исходя из состояния моста и имевшихся ресурсов.

К эпизоду с неверной проектно-сметной документацией (ПСД) прокуратура пришла, проверяя соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения. На Императорском мосту надзорщики зафиксировали колею, которая шла по всему дорожному полотну, а также множество выбоин. Продолжая проверку, сотрудники прокуратуры установили, что последний раз Императорский мост ремонтировали в 2016 году. Тогда управление дорожного хозяйства и транспорта мэрии Ульяновска, которое на тот момент возглавлял Игорь Бычков, заключило муниципальный контракт с московским ООО "Магистраль". Стоимость работ составляла 12,9 млн рублей. Впоследствии мэрия приняла результаты ремонта и перечислила деньги.

- Однако проблемы проявились спустя 1,5 года, что повлекло заключение накануне 2020 года нового договора с другим исполнителем на сумму около 14 млн рублей, - сообщает прокуратура области.

Так как гарантийный срок составлял четыре года, мэрия обращалась в Арбитражный суд Ульяновской области с требованием обязать "Магистраль" устранить нарушения. Суд иск удовлетворил, но фирма успешно обжаловала решение, доказав в апелляции, что причина колейности — в некачественно подготовленной ПСД, а именно — заложенных в ней марке асфальта и его толщине.

– Согласно заключению судебной экспертизы, причиной образования дефектов дорожного покрытия Императорского моста явилось несоответствие разработанной МБУ "Стройзаказчик" проектно-сметной документации нормативно-техническим требованиям. В частности, образование колейности вызвано отсутствием обоснованных научных расчетов к составу и количеству слоев и примененных материалов на объекте. Не было произведено обследование дорожных конструкций моста, не определялись дефекты прочностного характера и интенсивность движения на сооружении, не анализировались сведения о состоянии деформационных швов, – сообщает прокуратура области.

Надзорное ведомство видит в произошедшем превышение должностных полномочий руководителями МБУ "Стройзаказчик" и дорожного управления.

– Изначально было очевидно, что это должен быть капитальный ремонт. А МБУ "Стройзаказчик" по заявке управления подготовило документацию на текущий ремонт. То есть управление изначально поставило задачу неверно, а МБУ заложило в документацию неправильные сведения, не провело необходимые исследования и расчеты, – прокомментировал старший помощник прокурора области Василий Зима.

По его словам, представители "Стройзаказчика", поясняя ситуацию, перекладывали вину на дорожников мэрии – мол, какую нам документацию заказали, такую мы и подготовили. В управлении же настаивали, что все сделали правильно.

Экс-начальник управления дорожного хозяйства Игорь Бычков рассказал корреспонденту 73online.ru, что тогда ведомство действовало исходя из особенностей и состояния моста и суммы выделенных на работу средств.

– С ПСД не было проблем. На тот момент у моста были просажены деформационные швы, и другую толщину асфальта делать было нельзя. Даже после ремонта водители жаловались на прыжки при езде, сделай мы толщину другой – и прыжки были бы еще больше. А на то, чтобы отремонтировать мост полностью, нужно было порядка миллиарда рублей, – рассказал Игорь Бычков.

Материалы проверки прокуратура направила в следственные органы для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"). Максимальное наказание по ней – до четырех лет лишения свободы.

– Должна быть дана оценка действиям всех должностных лиц – и управления дорожного хозяйства, и МБУ "Стройзаказчик", – сказал 73online.ru Василий Зима.

Кроме того, в Железнодорожном районном суде рассматривается иск прокуратуры с требованием обязать администрацию Ульяновска привести покрытие моста в порядок. Ремонт, впрочем, будет проведен в любом случае: как указывалось выше, мэрия в декабре прошлого года разыграла контракт на ремонт дорог, куда входят работы и на Императорском мосту. Победителем аукциона стало ульяновское АО "Гипростроймост" (учредители - Игорь Кочергин, Виктор Диденко, Елена Костюк).

Андрей Семенов