В ульяновском СИЗО-1 9 июня прошла акция протеста заключенных. В причинах разбираются Следственный комитет и прокуратура, но пока одной из основных называется недовольство арестантов условиями содержания. 73online.ru собрал все версии произошедшего, озвученные за последние дни, а также спросил экспертов, действительно ли у заключенных были причины для протеста или это лишь желание "раскачать ситуацию".

Напомним, что произошло. 9 июня в соцсетях появились видео, снятое очевидцами на улице 12 сентября. На роликах слышно, как из окон СИЗО №1 доносятся крики заключенных, просящих о помощи. Пока УФСИН готовило официальный комментарий, начали появляться предположения о том, что происходит в стенах изолятора. Проект "Гулагу.нет", ссылаясь на источник, рассказал о масштабных обысках с применением силы и спецсредств, а крики заключенных были акцией протеста против этого. Руководитель регионального общественного центра защиты прав граждан Александр Брагин в комментарии "Коммерсанту" заявил, что заключенные требовали от администрации УФСИН принять меры по профилактике коронавируса, сотрудники же в ответ стали подавлять недовольство силой.

В пресс-службе УФСИН ответили, что коронавирус здесь ни при чем. На самом деле один из подследственных после встречи с адвокатом отказался возвращаться в камеру. Его предупредили об ответственности, повторили требование, но вновь встретили несогласие. Тогда к мужчине применили силу - "загиб руки за спину". Сидельцы из соседних камер решили его поддержать, стали кричать и портить имущество. В УФСИН заявили, что контролируют ситуацию и сообщили о произошедшем в Следственный комитет и прокуратуру.

В телеграм-каналах опубликовали выдержку из заявления в надзорные органы одного из участников бунта, который приводит несколько иную версию. Он рассказывает, что 22-летнего подследственного Уварова якобы намеренно держали в коридоре и не заводили в камеру, игнорируя его просьбы сходить в туалет. Заключенные из камеры передали ему через окошко пластиковую тару для справления нужды. Увидев это, сотрудники изолятора якобы "нанесли побои" Уварову, а против заключенных применили слезоточивый газ и залили камеру водой из шланга. Ранее в этой же камере группа сотрудников якобы напала на другого подследственного, у того случился нервный срыв, и он попытался покончить с собой.

Узнав о происходящем в СИЗО, днем 10 июня туда прибыл уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Сергей Люльков. Позже он рассказал 73online.ru, что заключенные жаловались на условия содержания: медицинскую помощь, применение физической силы и питание - кто-то якобы обнаружил в еде крысиную лапу. Люльков рассказал, что проверил пищеблок, но нарушений там не нашел. Сотрудников спецназа в СИЗО, о которых писали некоторые СМИ, он не увидел. В коридоре у камеры была лужа воды на полу - предположительно, заключенные пытались поджечь вату в матрасе, произошло задымление, и сотрудники тушили возгорание. У одного из заключенных Люльков увидел на руке несколько неглубоких порезов, еще у одного, к которому применили силу, - царапину на руке. По словам уполномоченного, обоих осматривали медики.

- Я взял два коллективных обращения из разных камер, мы ими занимаемся, - рассказал Сергей Люльков.

Следственный комитет сейчас проводит проверку по факту дезорганизации работы учреждения. Однако в ведомстве пока считают, что это один из арестованных применил насилие к сотруднику СИЗО-1, а не наоборот.

- По результатам проверки будет принято процессуальное решение, - сообщил старший помощник руководителя регионального СУ СКР Евгений Словцов.

73online.ru поинтересовался об условиях содержания заключенных в СИЗО-1 у председателя общественной наблюдательной комиссии, члена общественного совета при УФСИН Ольги Бахановой:

- Конечно, постройка (здание СИЗО - прим. ред.) еще дореволюционная. Об этом говорилось не раз, но решение принимается не на местном уровне. Однако косметический ремонт там делают постоянно. Сказать, чтобы условия там требовали серьезных замечаний, не могу. По питанию, условиям содержания, взаимоотношениям с сотрудниками жалоб нет. Единственные жалобы в последнее время касаются медицины. Тут все индивидуально. Чаще всего бывает так, что люди вне пенитенциарной ситсемы к врачу не обращались, а попадая туда, начинают требовать помощи узких специалистов. По возможности решаем вопрос. За девять лет, что я в ОНК, жалоб на применение силы не поступало. Были жалобы на взыскания. Мы приезжали, создавали комиссию и разбирались в ситуации. У них же сейчас везде стоят видеорегистраторы, все пишется, поэтому все можно посмотреть. Например, на человека наложили взыскание из-за того, что он курил в неположенном месте или в неположенное время, а он утверждает, что вообще не курит. Мы поднимаем документы и видим, что ему за год передали девять блоков сигарет. Стараемся разбираться в таких ситуациях, и если взыскание можно обжаловать, мы на стороне заключенных. Что касается произошедшего 9 июня, я не видела записи с камер видеонаблюдения, но ее видел уполномоченный Сергей Люльков. Предварительно, неправомерного применения силы там нет. Но Следственный комитет разберется.

Председатель национальной общественной организации "За права человека", член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Лев Пономарёв рассказал, что в большинстве случаев причиной подобных акций протеста действительно является ущемление прав заключенных:

- С ситуацией в Ульяновске я еще не знакомился, но позвоню нашим местным активистам и узнаю, что произошло. Я бы не сказал, что ситуация в российских СИЗО как-то улучшилась за последние годы - скорее, наоборот. Меняется руководство Федеральной службы исполнения наказаний, но ситуация - нет. Тем более сейчас, когда в мире пандемия, мы получаем изнутри довольно много информации о том, что все эти вещи замалчиваются. Мы стараемся быстрее передавать эту информацию руководству ФСИН, потому что само оно зачастую не знает, что происходит "внизу". Поэтому теряется управляемость абсолютно. В ситуациях с подобными актами возмущения заключенных, когда нам удавалось разобраться, за редким исключением мы убеждались, что причиной действительно были издевательства над заключенными. Часто это делали активисты по поручению администрации. Потому что система абсолютно закрытая, и возмущение подавляли, зачинщиков, как правило, запугивали, и они шли на компромисс. В такой ситуации у заключенных есть инструмент в виде обращения к адвокатам, адвокатского запроса, но не каждый заключенный и адвокат на это согласятся.

Напомним, это уже не первый бунт в стенах учреждений УФСИН в Ульяновской области. В феврале 2018 года заключенные колонии-поселения №1 в Димитровграде порезали себе руки осколками стекла, пытаясь "раскачать ситуацию" в учреждении. В администрации колонии настаивали, что эти осужденные неоднократно нарушали правила внутреннего распорядка и надеялись добиться смягчения условий содержания. К заключенным приехал представитель региональной прокуратуры, он не нашел никаких нарушений в действиях сотрудников колонии. В 2016 году всё в том же СИЗО №1 четверо несовершеннолетних заключенных вскрыли себе вены якобы в знак протеста против морального и психического давления со стороны администрации, об этом писал 73online.ru.

Андрей Семенов