С 1 апреля следующего года ГИБДД отменяет "площадку" при сдаче экзамена на водительские права. Глава ведомства Михаил Черников накануне объяснил это желанием уделить больше внимания навыкам вождения в реальной обстановке. Эксперты говорят, что нововведения усложнят сдачу экзамена, а также могут привести к повышению цен на обучение в автошколах.

ГИБДД разработала новые правила сдачи экзамена на водительские права. Прошли общественные обсуждения измененного регламента, он должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года. Суть его в объединении так называемых "площадки" и "города". Теперь все упражнения на первоначальные навыки вождения будут проверяться сразу на дорогах. Тест продлится 30-40 минут. Новый формат предназначен для сдачи на права категорий B, С и D.

Как пояснил 23 ноября глава ГИБДД Михаил Черников, теперь инспекторы будут больше внимания уделять навыкам учеников в настоящей дорожной обстановке. "Кандидаты в водители будут оцениваться в условиях движения в реальном времени. Проезд по автострадам, проезды перекрестков, парковки – это непосредственно даст возможность оценить навыки", – заявил Черников РИА Новости.

В Госавтоинспекции ранее сообщали, что начинающие водители чаще всего попадают в аварии не на парковках или въезде в гараж, а из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков, непредоставления преимущества при перестроении. Теперь инспекторы будут обращать на это особое внимание.

Президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию автошкол Заволжского района", гендиректор автошколы "Крылья" Алексей Игнатьев говорит, что выполнение заданий "площадки" в городских условиях повысит аварийность, при этом непонятно, кто будет нести за это материальную ответственность. Если ее возложат на инструкторов, это приведет к повышению стоимости обучения – автошколы будут закладывать свои риски в цену.

– Есть упражнение "параллельная парковка". Если выполнять ее в условиях дорожного движения, то парковаться надо между двумя машинами. Вот стоят два "Мерседеса" – кто-то из курсантов непременно заденет их, они ведь только учатся. Кто будет нести ответственность? – говорит Игнатьев.

По его словам, новый регламент будет неудобен и для обычных водителей: учебные автомобили затруднят поток, что грозит "транспортным коллапсом".

Несмотря на изменения в порядке сдачи экзамена, в методику обучения правки пока не вносились. "Хотя логика подсказывает, что программу надо переделывать", – отмечает председатель Союза автошкол и транспортных организаций Ульяновской области, директор учебного комбината "Ульяновскавтотранс" Сергей Карпенко. Об этом говорт и Алексей Игнатьев. По его мнению, удаление из экзамена "площадки" без изменения учебного процесса никак не повлияет на итоговый уровень выпускников.

– Сама идея нормальная, – комментирует Сергей Карпенко. – Мы в целом поддерживаем изменения, но подойти к ним нужно разумно. Сдавать на права станет сложнее: улицы остаются те же, а количество машин увеличивается. Сейчас есть определенные маршруты, по которым мы учим, потом их уже не будет – курсантам предстоит ездить по незнакомым улицам, в незнакомом потоке, поэтому сдать будет достаточно сложно.

Новый регламент ранее уже подвергался критике. Представители Межрегиональной ассоциации автошкол заявляли, что проект недоработан. Они считают, что формулировки в документе могут запутать кандидата в водители и привести к злоупотреблениям при выполнении упражнений. На площадке есть четкие критерии оценки, соблюдение которых просто отследить. В условиях города это сделать сложнее. Например, непонятно, как экзаменатор проконтролирует выполнение маневра "постановка автомобиля на стоянку при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" (как и чем измерять угол?). Ассоциация уже отправила в ГИБДД свои замечания.

Андрей Семенов