Бронза — разновидность меди, издавна известная в сплаве с оловом, отличается прочностью и меньшей химической активностью, чем медь. Такие изделия выпускались на протяжении всего XVIII и XIX веков. В Ульяновском областном художественном музее собрана эксклюзивная коллекция, руку к которой приложил известный краевед, ученый, философ Сергей Петров. Им в дар были переданы золоченые подсвечники с изображением мифологических персонажей.
Подсвечники. Первая половина XIX в. Бронза золоченая, патинированная, литье. Инв. 1175/1-2.
Наиболее совершенные образцы русской художественной бронзы принадлежат эпохе классицизма (конец XVIII – I треть XIX века). В это время применялся особый способ обработки – патинирование (нанесения слоя тёмного цвета), предоставлявший возможность создания колористически контрастных сочетаний. Бронзы этого периода с их изысканной орнаментацией, сочетанием контрастных по цвету и форме плоскостей представляют русский ампир, сформировавшийся в начале XIX века, после победы Российской Империи в войне над Наполеоном. Канделябр из золочёной и патинированной бронзы с фигурой обнажённого Вакха — младенца с рогом в руках — относится к первой половине XIX века. Вакх — бог вина и виноделия, бог осеннего урожая, в тоже время наделяет людей всеми благами культуры, высшей нравственностью. Цилиндрический постамент установлен на двухступенчатом квадратном основании. Вакх легко касается стопой правой ноги шара, установленного над постаментом. На постаменте — маскарон в виде мужской маски с пышной причёской и крыльями.
Ваза декоративная. Вторая пол. XIX в. Бронза золоченая, литье. Инв. 1161.
Повышенный интерес и новый этап в развитии техники обработки бронзы относится к 1840-1860 годам. В это время отдавалось предпочтение воспроизведению барочных и рокайльных форм, напоминающих форму раковин, и орнаментов середины XVIII века. В декоративных решениях наблюдалась перенасыщенность. Два подсвечника и вазочка датируются 1860-ми годами XIX века. Подсвечники состоят из стояна в виде колонки и треугольного основания, сплошь декорированные рокайльными завитками и листьями аканта («acanthi», по-гречески «шип» - остролистное растение»). Тулово вазочки украшено двумя маскаронами и скульптурным изображением прогнувшихся женских фигур с поднятой чашей в одной руке и грозью винограда — в другой. Вся поверхность вазочки также покрыта рельефом – растительным орнаментом.
Подсвечники с маскаронами. Кон. XIX в. Бронза золоченая, литье. Инв. 2778, 2779.
Значительным из последних поступлений бронзы явился дар музею известного краеведа и учёного Сергея Петрова, который ушел из жизни в январе после борьбы с ковидом (на фото ниже).
Это два парных подсвечника, предположительно, российского производства конца XIX века. Зажженная свеча устанавливалась в свечник цилиндрической формы. Он крепился на дискообразной профитке, предохраняющей от стекающих капель. На двух гранях стояна – маскароны-маски мифологических персонажей. Подсвечники выполнены в стиле историзма. Это направление конца XIX – начала XX веков, основанное на обращении к стилям прошлых времен.
- Мы называли Сергея Борисовича «наш любимый, почетный даритель». На протяжении нескольких лет он передал в дар музею 32 ценнейших произведения искусства, среди которых уникальные культурные памятники XVIII-XX веков. Он не столько коллекционировал, сколько спасал предметы старины: то отдирая их от заборов, к которым они были прибиты, то вытаскивая из мокрых сараев, то выкупая у владельцев, которые, переезжая, собирались их продавать или выкидывать. Насколько известно, он ничего не продавал, хотя прекрасно знал цену своим вещам. Он говорил: «Я хочу, чтобы это осталось в музее». И всегда просил не предавать огласке акты дарения и его имя. Только однажды, по согласованию с ним, удалось сделать обзор подаренных ценностей в сборнике «Поливановские чтения» (Ульяновск, 2019), - говорят хранители художественного музея.