Профессия барбера в 2021 году была признана «Хэдхантером» одной из самых востребованных. За последние годы в стране действительно произошел настоящий бум спроса на услуги красоты для мужчин. В Ульяновске одним из основоположников культуры барбершопов стал молодой владелец сети «Барабас» Олег Алексеенко. В интервью 73online.ru он рассказал, как открыл первую точку, чтобы не стричься у «тети Любы», вывел франшизу на федеральный уровень, и что будет с теми, кто демпингует на этом рынке.

— Расскажи, где ты учился. Как считаешь, важно ли сейчас получать высшее образование?

— Я переехал из Саранска и поступил в УИГА на менеджера организации на воздушном транспорте. Учился, как и многие, просто чтобы получить высшее образование. Но начал работать с третьего курса, и, мне кажется, больше знаний получил на практике — все, что мы проходили в университете, на мой взгляд, было устаревшей информацией. На предмете «инновационный менеджмент» преподаватель читал лекции с бумажек, где текст был набран на печатной машинке. Какие уж тут инновации (смеется).

— Где работал, как пришел к тому, чтобы начать заниматься бизнесом?

— Работал в основном в телекоммуникациях. Сначала супервайзером в нескольких крупных компаниях, а как окончил университет, устроился в банк. Так как у меня к тому времени был приличный опыт, меня взяли на должность начальника управления продаж. Но я ненавидел эту работу, каждое утро шел туда с нежеланием. Поэтому решил заняться чем-то своим. У меня был друг, который поддерживал мои идеи, с ним мы и окрыли первый барбершоп.

— Почему именно барбершоп?

— В то время негде было стричься, а выглядеть хорошо и стильно хотелось. Сложно было найти парикмахера. Я ходил к женщине по имени Алсу, и несмотря на то, что тогда это был лучший для меня вариант, приходилось все объяснять и рисовать прическу на салфетке — с учетом того, что я сам тогда ничего не понимал и рисовать не умел (смеется). Тогда никто не знал, что такое барбершоп, и мы тоже. Даже в Москве было только три «Чоп-Чопа» (сеть мужских салонов-парикмахерских). Мы просто начали развивать эту тему, хотели открыть место, где будет классный интерьер и мастеру не нужно будет объяснять 30 минут, как стричь. Уже когда я искал в интернете оборудование, в контекстной рекламе высвечивались барбершопы, мы изучили концепцию и начали ее придерживаться.

— Сколько денег вы вложили в первую точку?

— 300 тысяч.

— Насколько вырос доход от барбершопа за все время?

— В 30 раз.

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Особенно тяжело было набрать персонал. Это сейчас все хотят быть барберами (смеется), потому что они зарабатывают больше, чем директора на заводе, тогда никто не понимал, что это такое.

— Сколько зарабатывает барбер?

— Нормальный от 50 тысяч, хороший — 80. Хотя я не думаю, что в других барбершопах есть такие зарплаты.

— Как в итоге вы собрали команду?

— С персоналом все было сложно, мы кое-как набрали трех человек. В этом бизнесе ты очень зависим от людей, которые на тебя работают. Мы столкнулись с тем, что сотрудники начали уходить, некоторые пытались открыть свои точки. В какой-то момент остался один человек. Я начал переманивать барберов у конкурентов, но это были люди, в которых я не был уверен. Поэтому решил попробовать научиться стричь сам, стало получаться, клиенты возвращались, их становилось больше. Я продолжал учиться, ездил в другие города, смотрел, как работают там, много читал, изучал специфику, инструменты, стрижки. А к моменту, когда можно было самому не работать, набралось столько клиентов, что их некуда было деть. Сейчас я сам провожу обучение, каждый месяц новая группа.

— Многие говорят, что нужно заниматься тем, что тебе нравится, но ты пошел в сферу, о которой ничего не знал…

— Да, я никогда не планировал этого, и тем более не думал, что буду стричь сам. Просто обстоятельства так сложились. Мне никогда не было стыдно поработать самому. А когда все получается, начинаешь кайфовать от дела.

— Сейчас «Барабас» стал франшизой. Как вы к этому пришли и сколько уже барбершопов открыто?

— Сейчас в Ульяновске две точки в разных форматах: стрит и ТЦ, аналогичная ситуация в Саранске, скоро откроются филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Летом будет шесть лет, как я этим занимаюсь, за это время накопился хороший опыт и знание всех процессов. Поэтому мы начали искать дополнительные источники дохода. А что это, как не франшиза? Мы выложили объявление на topfranchise незадолго до начала пандемии. Тогда люди опасались открывать бизнес, нужно было время, чтобы отойти от этого, поэтому год оно там просто провалялось. Сейчас, с наступлением 2021 года, люди оклемались, начали активничать — пошли заявки, их уже много из разных регионов.

— Сколько стоит франшиза и как ты будешь контролировать процесс, ведь бренд «Барабас» — это твое лицо?

— Сейчас франшиза стоит 350 тысяч, но эта цена будет актуальна только для первых 10 покупателей, дальше будем пересматривать стоимость. Человек, который покупает франшизу, должен понимать, что он платит за информацию. Если есть понимание этого, то всё будет нормально. Потому что люди вкладывают деньги, например по 1,5 миллиона в каждый шоп, и всем интересно, чтобы он работал. Мне как-то на обучении сказали фразу: «Купить франшизу барбершопа без персонала — то же самое, что купить тюбик зубной пасты без зубной пасты». Главное — это люди, и выводы делают не по ремонту, а по конечному результату услуги, «что на голове». Но это будет дополнительной функцией, никто никого бесплатно учить не будет. В целом мы будем во всем помогать, потому что нам важно, чтобы у человека всё получилось.

— Как обстоят дела с конкуренцией в этом бизнесе?

— Сейчас открывается очень много барбершопов. Меня бесят те, которые, заходя на рынок, начинают привлекать аудиторию с помощью скидок и бесплатных посещений. В «Барабасе» на данный момент самый высокий прайс на стрижку, только один из барбершопов недавно поднял цены до нашего уровня. А я уже три года по ним стригу. Если бы все взяли и подняли цены, мы бы все больше заработали. Есть такое выражение: если тебе нечего предложить рынку, кроме демпинга, ты там не нужен. И поэтому мы открыли новое направление «Цезарь»: там более доступные цены, и это им (демпингующим конкурентам) кара небесная! Когда они (точки «Цезарь» - прим. ред.) будут стоять в каждом районе, около каждого дорогого шопа, и там будут работать мои ученики, которые стригут лучше, чем их топовые мастера, они останутся ни с чем.

— Расскажи подробнее про направление «Цезарь».

— Изначально это задумывалось как место, где мои ученики могли бы отрабатывать навыки, своеобразная ферма персонала. Потому что человек, который идёт на обучение с нуля, никогда не будет супермастером сразу, он им станет через большое количество голов, которые постриг. Соответственно, цены там гораздо ниже, это хороший вариант для тех, кто не готов платить много, но уже не хочет стричься у тети Любы. В общем, цена-качество. Таких точек уже две, но всего планируем открыть пять. Спрос на это место превзошел все мои ожидания, с декабря трафик вырос в пять раз. Кстати, в рекламу мы ничего не вкладывали, сработало просто сарафанное радио. И большую роль играет локация — если расположить барбершоп в правильном месте, он взорвет!

— Как в целом сейчас развивается эта отрасль?

— В России много барбершопов, в которых сервис просто извращен. Я стремлюсь к американской модели, там нет ложной учтивости, неформальная атмосфера, ты клиент только когда ты в кресле. Потому что барберы — это субкультура, свой мир, постоянные клиенты становятся частью этой культуры и места. И нужно, чтобы там можно было свободно общаться, а не когда администратор — это телка с сиськами. Это российские придумки, мне не нравится, это искусственно.

— Сейчас многие читают книги по саморазвитию. Ты как к этому относишься? Посоветуешь что-нибудь?

— Я ничего не читаю. И я не буду врать, что слушаю аудиокниги в машине — потому что там играет Моргенштерн* (смеется). Но я общаюсь, сморю, слушаю и читаю реальных людей, близких к моей сфере и бизнесу. Учусь на их опыте, перенимаю фишки.

* Моргенштерн Алишер Тагирович включен в реестр физ. лиц, выполняющих функции иностранного агента

При участии Анастасии Турович

Анна Ежова