В 1920 году у всемирно знаменитого московского Большого театра появился то ли брат, то ли тезка, но уже в Симбирске: по постановлению губернской коллегии отдела народного образования, с 15 февраля Симбирский городской театр преобразовывался в «Большой рабоче-крестьянский театр», каковое название присваивается ему навсегда».

В организационном отношении театр передавался в ведение подотдела искусств, который назначал заведующего театром и формировал штат технических служащих. Должность комиссара театра была упразднена. В творческом плане труппу возглавил главный режиссер Т. Ивановский.

Одновременно труппа пополнялась лучшими творческими силами губернской драматической студии сценического искусства, после чего эти «наиболее талантливые артистические силы, отвечающие всем революционным требованиям классового театра, берутся на особый учет губернским отделом народного образования. Труппа выделяет из своей среды группы артистов для турне по губернии, а также по другим театрам Симбирска и его окрестностей с определенным выработанным революционным репертуаром под руководством лиц, назначаемых губотнаробром».

Что касается технического обеспечения спектаклей, то оно возлагалось на губернскую декорационную мастерскую при вновь образованном театре. Для работы в ней направлялись учащиеся старших возрастов и групп городских ремесленных училищ.

Все это – и труппа, и мастерская - содержались на средства самого театра, получаемые от выручки за билеты. Из этих же сумм оплачивались освещение, отопление и прочие хозяйственные потребности. А оставшийся доход направлялся на улучшение работы театра «в смысле превращения его в показательный театр».

Билет стоил 75 рублей. Но согласно распоряжению наркомпроса, были и бесплатные места: по одному креслу отводилось коменданту города, начальнику милиции, представителям печати и Губчека. Имелись также именные ложи - Губкома РКП, две артистические и ложа подотдела искусств. 15 постоянных бесплатных мест отводилось Губкому РКСМ.

Кроме того, ежедневно в кассе оставлялось 50 платных билетов для отдела работниц. Если же таковые не истрёпывались до 6 часов вечера, то поступали в продажу на общих основаниях. При этом в любое время вне всякой очереди билеты продавались членам РКП. Затем шли красноармейцы, за ними - члены профессиональных союзов. И лишь в самую последнюю очередь их могли купить все остальные.

«Гибель Надежды»

На этот счет в постановлении особо указывалось, что «билеты даются из кассы только в указанном выше порядке по предъявлению членских книжек, за исполнением чего следят представитель рабоче-крестьянской милиции и администрация театра».

Принимались также предварительные заказы на платные билеты от партийных и профессиональных организаций всякий раз с разрешения заведующего губотделом или его заместителя. «Нарушение данного порядка влечет за собою предание суду по закону виновного», - сурово и недвусмысленно предупреждал документ.

«Потонувший колокол»

Особое внимание отводилось репертуару: «Считая театр оружием классовой борьбы, Губотдел народного образования устанавливает нижеследующий революционный репертуар на сезон (по 1 мая): «Гибель Надежды», «Уриэль Акоста», «Савва», «Враги», «Смерть Лассаля», «Вильгельм Телль», «Зори Варихина», «Ткачи», «Жан и Малолона» (с 5-м актом), «На заре», «Консул гранат», «Королевский брадобрей». Кроме того, будут поставлены из старого репертуара (художественный цикл): «Тартюф», «Разбойники», «Коварство и любовь», «Бесприданница», «Потонувший колокол», «Гамлет», «Бедность не порок». Означенный репертуар может быть исполнен с разрешения подотдела искусств музыкально-концертными отделениями и литературными Симбирского пролеткульта… Настоящее постановление входит в силу со дня опубликования его в газетах и должно быть вывешено для руководства в здании Большого рабоче–крестьянского театра».

Так высокое пролетарское искусство входило в широкие народные массы Симбирска.

Владимир Миронов

По материалам Государственного архива Ульяновской области