Откроют ли в Ульяновске канатную дорогу? Станет ли доступной для туристов Арбугинская гора? Как геопарк «Ундория» может стать конкурентом Болгарам? Где в нашем городе будет место для лакшери-отдыха? Об этом и многом другом — в интервью руководителя Агентства по туризму Ульяновской области Дениса Ильина.

— Денис Анатольевич, изменились ли туристы, приезжающие к нам в регион?

— Да, сегодня акцент сместился в сторону самостоятельных путешественников, семейных путешествий. Люди стали чаще сами планировать маршруты, бронировать места в гостиницах, турбазах пару-отелях. В меньшей степени они пользуются услугами туроператоров. Но это все же актуально для путешествий внутри страны и не касается круизов и комплексных продуктов. Кроме того, если туристы едут за много километров от территории, где они постоянно проживают, обычно все же они пользуются услугами профессионалов, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

— Чего не хватает нашему региону для того, чтобы хотя бы приблизиться с потерянному статусу «туристической мекки», как было в советские времена?

— Мы прекрасно понимаем, что самые посещаемые сегодня города— это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань. Даже «Золотое кольцо» осталось популярным только с точки зрения школьного туризма. Как показало время, инфраструктура — уровень сервиса, общественного питания, оказания гостиничных услуг, к сожалению, оставляет здесь желать лучшего.

Чтобы поднять еще больший интерес самостоятельных путешественников, поддержать групповые путешествия, федеральные ведомства поставили задачу централизовать систему мер поддержки в туризме. Раньше она заключалась только в наличии федеральной целевой программы «Развитие внутреннего въездного туризма». Теперь же мы получили целый нацпроект. Он включает много мероприятий, которые помогут, в том числе, и Ульяновской области создать необходимую инфраструктуру, повысить доступность туризма.

— О чем именно идет речь?

— Есть несколько мер поддержки. Первое — гранты до 3 миллонов рублей: они выдаются при условии софинансирования не менее 30% за счет частных ресурсов. В прошлом году мы по этой программе получили 13 миллионов рублей на пять проектов. Это, в том числе, укрепление материально-технической базы лагеря «Волжанка», создание гостевого дома на базе детского оздоровительного лагеря «Юлово» — это место для размещения и отдыха родителей, которые приезжают к своим детям, строительство помещений для проведения мастер-классов в агротуристическом комплексе «Своя ферма».

Есть еще более интересный вариант поддержки — мастер-планирование и крупные комплексные инвестпроекты. Это совершенно иной уровень: речь о софинансировании процентной ставки по кредитам, которое берет на себя федеральный бюджет. Условия — строительство коллективного средства размещения от 120 номеров; объем кредитных средств — не менее 100 миллионов рублей.

Под эту программу подходят наши крупнейшие проекты. Например, «Александровский парк» сегодня в стадии глубокой реновации, здесь строят гостевые виллы с бассейнами с подогревом. Это лакшери-отдых, который привлечет огромное количество людей. Также есть планы созданию в парке другого водоема вместо уже существующего: возможно, он будет с подогревом, термальным комплексом.

— Какие еще проекты планируется реализовать у нас?

— Мы заключили соглашение с госкорпорацией Туризм.РФ — она была создана для того, чтобы формировать в регионах комплексные инвестпроекты и разрабатывать мастер-планы, создавать инвестиционные лоты и привлекать в них крупных инвесторов.

Мастер-план нужен для того, чтобы понять целостность территории, что она из себя представляет с точки зрения туризма, инфраструктуры, перспектив ее развития, загрузки потенциальных объектов размещения, имеющихся объектов показа, существующего трафика. То есть это полное комплексное исследование, расширенный бизнес-план огромной территории площадью в сотни гектар. Комплексность подхода позволяет, помимо строительства инфраструктуры, придумать концепцию привлечения людей — создать дополнительные точки притяжения, инвестиционные лоты, куда можно привлечь дополнительно бизнес. И он, в совокупности с уже существующими показа или размещения сможет сгенерировать огромный трафик.

— Каких территорий касается соглашение с Туризм.РФ?

— В первую очередь, геопарка «Ундория», который мы активно продвигаем. Наша мечта — сделать из него территорию ЮНЕСКО. Мы сегодня далеко продвинулись в этой истории, провели огромную работу, отправили заявку Есть предварительное заключение, что наш геопарк подходит под требования ЮНЕСКО. Теперь нужно дождаться экспертов, которые должны приехать, посмотреть природный и туристический потенциал территории, пообщаться с местными жителями.

— Что это нам даст?

— Статус ЮНЕСКО — это бренд. Жигулевские горы, Болгары входят в эту сеть. Люди едут смотреть, что там такого уникального. Есть много путешественников, которые целенаправленно посещают территории, входящие в сеть ЮНЕСКО, во многих странах мира. Геопарки, имеющий такой статус, формируют миллионный трафик по туристам.

В России есть всего лишь один геопарк ЮНЕСКО — это «Янган-Тау» в Баршкортостане. Мы идем как первопроходцы, думаю, наш опыт даст большой толчок в развитии всей сети геопарков России.

Геопарк значительно отличается от нацпарков. Последние — это особо охраняемая природная территория, где особо ничего нельзя делать: ни строить, ни ходить, ни развивать. Геопарк устроен несколько иначе. Это территория, которая включает в себя ООПТ, санатории, турбазы, парк-отели, агротуристические объекты, пляжи и многое другое. Здесь могут функционировать предприятия, не нарушающие экосистему территории, вокруг которой геопарк создается.

Наше ядро — палеонтологический заказник. Плюс есть еще ООПТ «Брехово болото», древнее Староалейкинское городище (за селом Комаровка), которое по своему размеру схоже с Болгарским городищем. У нас нашли баню IX века с каменным фундаментом. Это уникальное место, которое можно музеефицировать и превратить во второй Болгар. Здесь же возможен паломнический туризм — есть храмовый комплекс в женском монастыре в Комаровке, в Ундорах. Эта комплексность позволяет реализовывать новые инвестпроекты. В перспективе мы видим строительство новых санаториев и реновацию существующих, строительство причальных сооружений в Городищах.

— Каковы глобальные перспективы этой территории?

— Геопарк уже включен в проект «Большое Волжское путешествие» — это аналог Золотому кольцу, Серебряному ожерелью. Хотим позиционировать его не только на всероссийском, но и на мировом уровне. В Поволжье пока нет большого межрегионального продукта, хотя его создание давно назрело. Большой тур по Волге с посещением всех городов.

Кстати, мы очень хотим, чтобы благодаря «Большому Волжскому путешествию» сдвинулись наконец вопросы и по нашей волжской набережной.

— Как именно?

— Для этой территории также будет разрабатываться мастер-план. Предварительно определен инвестор, который ей займется. Суть работу корпорации Туризм.РФ следующая. Как правило, она входит в частные проекты, формирует территорию, разбивает на лоты, которые резервируются в виде земельных участков. Затем подбирается инвестор, создается SPV(проектная)-компания. Корпорация входит в проект долей до 43%, остальное — средства частного инвестора. Через пять-семь лет корпорация выходит из проекта путем либо публичной продажи своей доли, либо передачи ее инвестору.

Надеемся, что и проект благоустройства нашей набережной наконец реализуется.

— Пока это место даже физически недоступно — сложно добраться, спуститься, подняться назад…

— Да, здесь возникает вопрос возобновления работы фуникулера, который, к слову, никогда не будет прибыльным, и не был, в том числе, в советские времена. Опоры находятся в собственности компании «Новые технологии» (руководитель — Олег Гаевский). У инвестора есть планы по разработке концепции территории, развитию здесь тематического парка. Дальше будем определять шаги.

Основная проблема — в земельных отношениях. Собственников не устраивает, что на территории проекта есть частные объекты — бани, полуразрушенные дома. Они должны быть либо реконструированы либо проданы. Здесь важен комплексный подход.

— Планируется ли все же восстановить канатную дорогу?

— Да, это один из инвестиционных лотов, будем искать под него инвесторов. Предварительную оценку мы уже делали — по ценам двухлетней давности на канатную дорогу с новыми опорами, подогреваемыми кабинками нужно не менее 400 миллионов рублей. Старую восстановить можно, но пока в бизнес-модели собственника опор нет желания и возможности это делать.

— А что насчет горнолыжного курорта?

— Его уже восстанавливает федерация горнолыжного спорта за счет собственных и привлеченных средств. В прошлом году запустили склон, освещение, приобрели ратрак, горнолыжное оборудование. В следующем сезоне появится еще один склон, от верхней станции подъёма с поворотом до существующего шатра. В этом месте движение грунта незначительное и некритично. На самом склоне нужно восстановить дренажные лотки, чтобы влага не впитывалась в грунт. Это не так дорого.

— Еще одна проблема Ульяновска — речной порт, его недоступность и отсутствие развития…

— Здесь двоякая ситуация. Росводресурсы по всей стране повысили стоимость аренды воды и причальной стенки — это федеральное имущество. Собственнику речпорта, в свою очередь, пришлось повысить стоимость причаливания. В итоге две круизные компании прямо заявили, что заходить в Ульяновск не будут. В прошлом году мы субсидировали затраты и их в регион вернули.

Заход в речной порт теплохода стоит около 30 тысяч рублей — 24 тысячи за первый час (услуги матросов, обслуживание, подзарядка аккумуляторов и прочие работы), плюс по 3-4 тысячи за каждлый последующий час. Для круизных компаний это дорого, учитывая, что в Тетюшах и Болгарах им это вообще ничего не стоит — причальная стенка полностью субсидируется. Поэтому компании не несут убытки и делают выбор в пользую регионов где эта проблема решена. Все речные порты субсидируются, но в основном они в госсобственности. У нас же в 1993 году порт стал частным. Поэтому нам проблему с субсидированием нужно решать в срочном порядке.

— А что насчет развития самой территории у речпорта, где нет ни прогулочной зоны, ни кафе?

— Эти вопросы будут решены после того, как мы с корпорацией Туризм.РФ осилим мастер-планирование и определимся с якорным инвестором.

Исторически вообще сложилось так, что набережная, от пляжа до речпорта, всегда была недоступна. На фуникулере можно было доехать до поста ГИБДД. А попасть на набережную — только через пешеходный мост у речпорта. Переход через железнодорожные пути у пляжа незаконный и опасный. Единственный выход — либо строить здесь надземный переход, либо делать пешеходный тоннель. Это вполне реальный вариант, который оценивался в 0,5 миллиарда рублей. Если получится построить фуникулер, трафик будет совершенно другим, набережная будет соединена с центром.

— Еще один интересный и, увы, малодоступный туристический объект — нацпарк «Сенгилеевские горы». Есть ли шанс, что мы сможем посещать самые красивые его места?

— Мы написали письмо в Минприроды РФ, где высказали свои предложения. Но пока их отклонили. Мы предложили открыть доступ на Арбугинскую гору, Шиловскую шишку и Гранное ухо, дать им статус ООПТ. Взамен наложить статус заповедной зоны (куда туристам вход запрещен) на другие территории. Именно они Минприроды не устроили. Поэтому сейчас мы прорабатываем новые компенсационные локации.

Цель Минприроды — сделать так, чтобы площадь заповедных зон не была уменьшена. Это сложный процесс, будем убеждать, что нам нужны небольшие локации, смотровые площадки, куда можно привести людей, сфотографировать, провести экскурсию. Надеемся, что все получится.

— Какие красивые места Ульяновской области лично вы порекомендовали бы туристам?

— В нашем регионе их очень много. Настоящая жемчужина — Юлово озеро, рукотворный водоем, которому более ста лет. Местный помещик Юлов запрудил на чистой речке пруд, который сейчас имеет уникальную экосистему. Вокруг растут реликтовые хвойные леса, отдых в которых рекомендован для повышения иммунитета, а также для восстановления после ковида.

Красивейшее место — 80-метровая Николина гора в Сурском. Ежегодно в мае здесь проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, приезжает огромное количество паломников. С горы открывается чудесный вид на сурские просторы.

Обязательно нужно побывать в уникальных Скрипинских кучурах, месте, которое называют местной «Карелией» — с огромными причудливыми валунами, чистейшим воздухом, который местные жители считают лечебным.

Рекомендую побывать на родине художника Аркадия Пластова — в Прислонихе, посетить музей, посмотреть на красоты, которые его вдохновляли. Недалеко — не менее интересное село Языково с богатой историей. Прекрасный поселок — Акшуат, где расположен старейший в Поволжье дендропарк и усадьба знаменитого ученого Владимира Николаевича Поливанова.

Еще можно успеть вдоволь накататься на горнолыжном курорте в Ундорах. А для тех, кто любит необычный отдых, заработал первый круглогодичный термальный комплекс «ТермыЛЕS» с подогреваемым бассейном на открытом воздухе.

Лето — время отдыха на Волге. В Ульяновске можно покататься на катере или яхте по акватории нашей великой реки, насладиться шикарными видами. Вариантов отдыха масса, на любой вкус.

Виктория Чернышева