В Ульяновске стартовали «Большие гастроли» знаменитого Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова из Ярославля. На сцене нашего драмтеатра гости покажут четыре постановки (первый спектакль дали вчера); одну увидят димитровградские зрители. Вместе с труппой в Ульяновск приехал худрук театра, известный киноактер Сергей Пускепалис.

«Большие гастроли» — масштабный проект, благодаря которому региональные театры получают возможность показать свои лучшие постановки на сценах разных городов. Ульяновский театр драмы принимает в нем участие с 2014 года.

— В прошлом году «Большие гастроли» были у нас дважды — театр имени Вахтангова привез пять спектаклей, было 10 показов, думаю, зрители до сих пор их помнят. Также мы увидели прекрасный Якутский театр оперы и балета. Надеемся, в 2023 году поймем, куда сможем сами заявиться в этой программе и кого сможем представить на нашей сцене, — рассказала министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.

В Ульяновск ярославцы привезли две огромных 12-метровых фуры и один шестиметровый грузовик с декорациями. В общей сложности в четырех постановках в нашем городе примут участие 92 человека. Это полноценное гастрольное выступление (а не спектакль в формате «две табуретки, три самовара полтора артиста», по выражению Сергея Пускепалиса) сильнейшей театральной труппы России. Ярославский театр — первый русский общедоступный профессиональный театр, основанный в 1750 году актером и режиссером Федором Волковым.

«Большие гастроли» ярославцев открылись в понедельник спектаклем «Предстоящее событие» Игоря Глинкова. Премьера этой постановки прошла в августе прошлого года в Донецке.

— Мы только теперь осознали, что название оказалось провидческим, — рассказал Пускепалис.

21 июня ульяновцы увидят трагикомедию по пьесе Григория Горина «…Забыть Герострата!» — очень актуальную по нынешним временам постановку, после которой многие чиновники и руководители «выходят, глубоко задумавшись».

22 июня — спектакль «Калина красная» по Василию Шукшину. Все, кто любит этот знаменитый фильм, смогут дополнить впечатление еще и эмоциями от блестящей театральной постановки.

23 июня ярославцы покажут комедию Эдуардо Скарпетта «Неаполитанские каникулы» в постановке итальянца Паоло Ланди. В Казани одна из зрительниц этого спектакля напугала труппу — она 15 минут смеялась в антракте перед закрытым занавесом, не могла остановиться. Артисты даже думали, не вызвать ли ей «скорую».

— Любые гастроли для актеров — это встреча с новым зрителем, проверка актуальности и насущности материала, экзамен, который мы добровольно принимаем. Он дает нам много открытий — иногда реакции не соответствуют тем, к которым мы привыкли дома. И это важно для обогащения внутренней жизни творческого состава. Знаем, что ульяновцы привыкли к хорошему, поэтому, надеюсь, не подведем, — рассказал Сергей Пускепалис.

Накануне он и директор Волковского театра Айрат Тухватуллин встретились с губернатором Алексеем Русских.

— У нас была короткая репетиция пресс-конференции — мы рассказали о себе. Рады были познакомиться: понимаем, что вчера был Сабантуй, сегодня наши гастроли, завтра еще какие-то мероприятия — хозяйство очень серьезное. Нам приятно, что Алексей Юрьевич нашел время и встретился с нами, рады, что он придет на наш спектакль, — поделился впечатлениями худрук театра.

С Волковским театром ульяновцев связывает давняя дружба. Наши артисты в 2009 году получили премию правительства РФ имени Волкова и побывали на фестивале в Ярославле. Российский государственный театр драмы привозил к нам «Чайку» на фестиваль «Золотая маска» в Ульяновске». Сергей Пускепалис показывал свой фильм на кинофестивале имени Валентины Леонтьевой.

— Нас снова пригласили на фестиваль Волкова в Ярославль — в конце сентября мы покажем там «Капитанскую дочку». Мечта сбылась — наконец-то мы выедем с этой масштабной постановкой, — поделилась планами директор ульяновской Драмы Наталья Никонорова.

— Теперь я могу смело заявить: Казань брал (ярославцы там гастролировали перед приездом в наш город), Ульяновск практически брал… Возобновление фестивальной жизни — это прекрасно, оно взаимно обогащает, люди видят достижения друг друга, ловят, подсматривают творчество. После ограничительных мир снова вернуться на большую воду просто удивительно. Когда бы я еще оказался в Анадыре или Магадане? Это потрясающий обмен энергетикой и опытом, — поделился эмоциями актер Театра имени Федора Волкова, народный артист РФ Валерий Кириллин.

Сергей Пускепалис сделал несколько откровенных признаний: по его словам, в театре он играть не умеет (а потому он худрук и режиссер), а в кино — актер. Снимается, потому что «это любой сможет».

— И, поверьте, я не кокетничаю. В кино это искусство режиссера, а в театре — искусство актера. Есть много фильмов, где играют непрофессионалы, важен монтаж. В кино артист — это «светоотражающий объект». А на сцене — нужно быть в форме, постоянно находиться в духовном и физическом тренинге.

Один раз меня попросили на мероприятии сказать от лица Чухрая речь. Я вышел на сцену и забыл все слова. С позором сел на место и сказал себе, что больше никогда не выйду.

— Фаина Раневская как-то сказала, что сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность. Как вы выбираете, в чем именно сниматься?

— Сняться в кино в любом случае — это плюнуть в вечность, вне зависимости от того, хороший это фильм или плохой. От тебя уже ничего не зависит. Говорят, что в театре встречаются навсегда, а делают на время. А в кино наоборот — на время встречаются, а делают навсегда.

Выбирая, где сниматься, я всегда смотрю на личность режиссера — какой это человек, интересен ли он мне в диалоге, его работах. Но бывает, что человек снимается в одном фильме, а в результате получается совсем другое. У меня были такие случаи. Я снялся в фильме Кевина Макдональда «Черное море». Съемки проходили в Лондоне, были Джуд Лоу, Костя Хабенский. Мы снимались по одному сценарию, а потом, когда мы посмотрели, что в итоге получилось, Кевин долго оправдывался, что фильм монтировали продюсеры. Русские получились «ватниками». Больше сниматься в иностранных фильмах я не захотел, несмотря на предложения коллег с Запада. У них четкое предоставление, кто мы для них, это четко прописано продюсером.

— С какими эмоциями вы смотрите фильмы, где снимались, спектакли, которые вы поставили?

— Я себя в кино видеть не люблю: мне кажется, что я в жизни лучше. Для меня важен процесс: я снялся, прошел этот квест, и нужно дозреть, чтобы я посмотрел фильм.

В театре же я не зритель, а работник. Я не сижу в зале, а использую каждую секунду, чтобы помочь коллегам. Ведь спектакль — это живой организм, где постоянно все меняется.

Виктория Чернышева