Крупнейший в России агрегатор перевозок «Яндекс.Такси» покупает часть активов группы «Везет». Ульяновские таксисты не в восторге от перехода в «Яндекс» из-за завышенных требований к водителям, а профсоюзы и общественность обвиняют компанию в монополизации рынка. У экспертов и игроков отрасли к сделке двоякое отношение: с одной стороны, «Яндекс» способен возмещать ущерб здоровью пассажиров, в отличие от «Везет», с другой – отсутствие конкуренции неизбежно приводит к падению качества услуг.

В феврале «Яндекс.Такси» заключил контракт на покупку колл-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везет»). О планах приобрести активы своих конкурентов бизнес-единица «Яндекса» впервые сообщила в 2019 году. Однако ФАС запретила сделку, аргументировав тем, что тогда доля компании на рынке агрегаторов такси по стране составит около 70%. После оба участника сделки изменили нюансы договора, чтобы ее не нужно было согласовывать с регулятором. Теперь «Яндекс» покупает лишь часть активов «Везет», действует не во всех регионах (конкретные не раскрываются) и не приобретает программное обеспечение. Сумма новой сделки составила $178 млн. Официально она завершится во втором квартале 2021 года. Акционеры «Везет» получат до 3,6% акций «Яндекс.Такси».

Как заявляет компания-покупатель, благодаря такой интеграции удастся повысить уровень обслуживания клиентов и ускорить развитие логистической платформы, а для пользователей «Везет» все так же будет доступна опция заказа такси по телефону, такая же появится в приложении «Яндекс Go». Профсоюзы федеральных и региональных уровней закидывают ФАС и генпрокуратуру просьбами провести проверку, но антимонопольная служба не включается в вопрос, ведь по закону сделка уже не требует согласования с ней.

Последнее исследование рынка такси проводил аналитический центр при правительстве РФ в 2019 году. Тогда доля «Яндекса» по стране составляла 27%, а «Везет» — 12%. При этом аналитики отмечают, что относительные позиции агрегаторов существенно различаются в зависимости от размера населенного пункта. В городах численностью свыше 500 тыс. человек основную долю занимает «Яндекс.Такси», в небольших городах агрегатор имеет равные доли с «Везет» и «Максим», а в муниципалитетах с количеством проживающих до 100 тыс. в основном работают «Везет» и «Максим». В Ульяновске действуют все три службы, также есть «Ситимобил», Uber (объединил бизнес с «Яндекс») и местный Ultaxi, который интегрировался с петербургским «Таксовичкофф».

Ульяновские эксперты рынка к сделке двух крупных служб такси относятся нейтрально. Директор региональной Ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов проблемы в слиянии компаний не видит, но отмечает, что все близится к тому, что крупных игроков на местном рынке останется только два.

— Получив относительную монополию на рынке, «Яндекс» сможет диктовать свои условия, что в принципе уже и делает. Он поглотил Uber, сейчас покупает «Везет». Я думаю, эти процессы постепенно приведут к тому, что на рынке в регионе останутся только «Яндекс» и «Ситимобил», от них и будет зависеть ценообразование и условия перевозок, — говорит Михаил Фролов.

Не все водители, работавшие в «Везет», оказались в восторге от перехода под крыло «Яндекса». По мнению Фролова, дело в том, что у компании завышенные требования к таксистам: чтобы получать комфортную для себя зарплату, им приходится работать по 16-18 часов в день со стабильным трафиком без высокого спроса, ведь комиссия за каждую поездку, которую взимает «Яндекс», составляет 20%. У «Везет», по словам Михаила Фролова, цены устанавливаются «вручную» и почти всегда находятся на одном и том же уровне.

— По моим расчетам, 1 км пути сейчас должен стоить где-то 31 рубль, а «Яндекс» возит за 12 рублей. Иногда, когда спрос растет, а за копейки водители не хотят работать, цены увеличиваются в разы — поездка, которая обычно стоила 100 рублей, может стоить уже под 400. И это ненормально. Такого сильного перепада не должно быть, цена должна находиться всегда примерно в одном диапазоне, — рассказал директор Ассоциации операторов такси.

К укрупнению игроков рынка достаточно спокойно относится и владелец местной службы Ultaxi Александр Чичкин. Он считает, что бизнес сам решает, как ему удобно дальше развиваться, и раз обе компании сочли сделку выгодной, то так тому и быть. Других игроков рынка это никак не ограничивает.

— Нам комфортно на рынке с такими крупными игроками, стараемся держать планку, внедряем современные технологии. Если стоять на месте, то, наверное, да, другие компании на рынке могут ощутить на себе проблемы так называемой монополизации. Что касается перевозчиков — они сами выбирают, где им удобнее работать, с каким сервисом, тем более многие сотрудничают с несколькими одновременно, — сказал Чичкин.

По мнению правозащитника в сфере легкового такси Елены Гращенковой, вред, нанесенный возможной монополизацией, несопоставим с безопасностью пассажиров, которую должным образом не обеспечивает ни «Яндекс», ни «Везет», но «Яндекс» при этом страхует жизнь и здоровье своих пассажиров, чего «Везет» не делает совсем.

— Отсутствие конкуренции неизбежно приведет к снижению качества услуг. Это закон экономики. В этом состоит негативная сторона этой сделки, но, как ни странно, у неё есть и позитивная. «Яндекс» и «Везет» конкурировали еще потому, как они защищают права своих пассажиров. Компания «Везет» отказывалась их страховать — есть общая страховка ОСАГО, но на этом все. Конкретно права пассажиров и водителей при ДТП никак не защищались, людей просто бросали. Что касается «Яндекс», он еще в 2017 году застраховал своих пассажиров на сумму до 2 млн рублей в случае тяжких последствий. Да, мы могли сэкономить 100 рублей на более низких ценах за поездку в «Везет». Но потом людям приходится сотни тысяч рублей выкладывать, чтобы оплатить лечение в случае трагичной поездки, — говорит Гращенкова.

После заключения сделки «Яндекс.Такси» начал уведомлять пользователей, что теперь «Везет» работает по приложению «Яндекс.Gо». Интересно то, что вместе с этим ульяновские клиенты «Везет» начали получать СМС-рассылку о том, что якобы служба такси теперь функционирует по номеру диспетчерской службы и приложению такси Maxim.

Для разъяснения ситуации журналист портала 73online пыталась связаться с директором сервиса Maxim Максимом Шушариным, но сделать этого не удалось. Как сообщил порталу источник, руководитель находится в командировке за границей и недоступен для связи. Один из представителей такси Maxim, который пожелал остаться неизвестным, подтвердил, что сервис действительно производил рассылку. Об объединении компаний речи не идет, а слово «везет» в тексте якобы использовано как глагол: «В рекламе говорится только о новом приложении». Однако собеседник, вероятно, лукавит: приложение не новое, обновлений у него тоже нет.

Дарья Гордеева