С начала года безработных в Ульяновской области стало больше на 24 675 человек, а уровень регистрируемой безработицы достиг 5,01%. Всего на учете в службе занятости населения состоят 30 624 жителя региона. При этом, по данным агентства трудовых ресурсов, под угрозой увольнения находятся еще 11 238 человек. Это самые высокие показатели за последние годы.

Как пояснили в агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, уровень регистрируемой безработицы в регионе – один из самых высоких в ПФО. По этому показателю Ульяновская область в августе оказалась на 10 месте из 14-ти.

В агентстве рост регистрируемой безработицы связывают прежде всего с введением антикризисных мер поддержки: увеличением размера по безработице, выплатам на детей, упрощением процедуры постановки на учет. Всё это вызвало вал обращений, и в результате спрос вдвое превысил реальное предложение на рынке труда, отметили в ведомстве Светланы Дроновой.

По мнению профессора УлГУ, доктора экономических наук Анатолия Лапина, высокие цифры безработицы обусловлены не столько введением новых пособий, сколько снижением темпов роста экономики. Это и падение промышленного производства (в январе-июле 2020 года на 12,1 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), и спад в сфере услуг, которая дает около 40% в валовом региональном продукте. «Достаточно зайти на центральный рынок в Ульяновске и посмотреть на рыбный лабаз - он на три четверти пуст. Нет покупателей, поэтому предприниматели не идут торговать», - говорит Анатолий Лапин.

- Экономический кризис 2020 года не похож на кризисы 2009-го и 2014 годов, - считает эксперт. - Нынешний кризис обусловлен падением цен на нефть и простимулирован ограничительными мерами, которые приняли для противодействия распространению коронавирусной инфекции. Кроме того, в Ульяновской области кризисные явления в экономике, в том числе спад промышленного производства, начались еще в 2019 году. Еще один фактор – падение реальных доходов населения, которое продолжается у нас шестой год подряд. У людей нет денег, чтобы покупать товары и услуги, а это снижает продажи и доходы бизнеса. Сказывается и продолжающееся последние 26 лет сокращение численности населения. В Ульяновской области только за первое полугодие 2020 года жителей стало меньше более чем на 4000 человек, то есть количество потребителей уменьшается.

«Все эти факторы предопределяют тяжелую динамику», - резюмировал Анатолий Лапин.

В июне правительство Ульяновской области утвердило план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Как подчеркнул губернатор Сергей Морозов, план включает более 100 мероприятий. Это социальная помощь гражданам, поддержка предпринимательства, стимулирование инвестиций.

В частности, служба занятости проводит ярмарки вакансий. В Ульяновске также запустили новую форму рекрутинга персонала – открытый кадровый подбор. Специалистов ищут исходя из потребностей конкретного предприятия, на финальном этапе подбора кандидаты встречаются с представителями компании-работодателя. В проекте участвуют ОГКУ «Правительство для граждан», АО «Авиастар-СП», Ульяновский автомобильный завод, банк «Открытие», ОМВД России по Ленинскому району города Ульяновска и другие. Кроме того, в регионе работают программы временного трудоустройства – оплачиваемые общественные работы.

Пока эти меры не смогли переломить ситуацию на рынке труда. По данным агентства трудовых ресурсов, на конец августа в Ульяновской области создано 17 707 рабочих мест, в том числе 1889 временных и 834 сезонных. При этом доля созданных рабочих мест с заработной платой выше среднеобластного уровня только 13,3%.

Руководитель агентства Светлана Дронова считает, что ситуация на рынке труда в Ульяновской области выйдет на докризисный уровень к концу 2021 года. «Благодаря активной политике в нашем регионе Центр стратегических исследований прогнозирует выход Ульяновской области с лучшими результатами на рынке труда, чем в целом по России», - рассказала Светлана Дронова.

В Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области тоже признают, что региональному малому и среднему бизнесу еще далеко до докризисного уровня. «Принят ряд мер, но чуда ждать не стоит - нужно время. Восстановление идет, каждый месяц на 1-3% прибавляется объем продаж и заказов в сфере предпринимательства», - сообщил председатель совета директоров корпорации Руслан Гайнетдинов.

С 9 июля жители Ульяновской области получили возможность зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе в качестве самозанятых. Регион вошел в федеральный проект по стимулированию малого предпринимательства: гражданам предлагают добровольно перейти на специальный налоговый режим, платить от 4% до 6% налога от самостоятельной деятельности и перейти на легальное ведение бизнеса. Самозанятыми могут стать в том числе те, кто сейчас остался без работы, но может оказывать платные услуги, например, перевозки, ремонт квартир или в сфере красоты.

- Это не первая попытка в современной отечественной истории вовлечь граждан в предпринимательство с помощью госпрограмм, - отмечает Анатолий Лапин. - Но проблема не в том, что у нас мало людей, которые хотели бы стать бизнесменами, а в том, что который год подряд падает покупательская способность населения из-за снижения реальных доходов граждан. Предпринимателям не хватает платежеспособных клиентов. Именно поэтому старт бизнеса сегодня – рискованное мероприятие. На мой взгляд, введение специального налогового режима для самозанятых не сможет решить проблему роста безработицы.

По мнению профессора УлГУ, пока серьезных предпосылок для подъема экономики в Ульяновской области нет. «Пока непонятно, из каких источников будет финансироваться восстановление экономики, ведь в подписанном в июле указе президента о национальных целях развития России до 2030 говорится, что национальные проекты перестанут быть приоритетом в распределении федеральных средств, - подчеркивает Анатолий Лапин. - Возможности регионального бюджета также ограничены. Для выхода из нынешнего кризиса нужны новые, нестандартные решения».

Вопрос о готовности к этому региональной и федеральной власти – открытый.

Екатерина Старцева

Главное фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ