На закрытом заседании коллегии Счетной палаты Ульяновской области озвучили неутешительные итоги аудиторской проверки АО «ПАТП-1», которое находится в собственности города (20%) и области. 73online.ru узнал, о чем говорили на встрече, и ознакомился с представленными депутатам и общественникам цифрами – нужно сказать, весьма печальными.
Заседание состоялось на прошедшей неделе при участии всех заинтересованных чиновников и ведомств – минтранса, минимущества, минфина, МВД, правительства. Впервые присутствовал глава Ульяновска Александр Болдакин, который под конец полуторачасового обсуждения начал буквально отбивать городской бюджет от дополнительной нагрузки.
Отчет о проверке занял 19 страниц цифр, таблиц, фото и графиков – только на озвучивание результатов ушло 40 минут. Аудиторы утвердили: предприятие по итогам девяти месяцев 2023 года оказалось на пороге банкротства, финансовое положение остается сложным. При этом ревизоры заявили: работа оказалась сложнее, чем 10 лет назад – в цифрах нашли «большой разнобой», пришлось выверять их с бухгалтерами и экономистами предприятия.
Доходы растут, но расходы – сильнее
Согласно отчету, в 2022 году доходы ПАТП-1 на 59% состояли из субсидий и субвенций областного и городского бюджетов (в соотношении 95% на 5%), тогда как выручка от перевозок составила 40%. Еще процент пришелся на прочие доходы – от сдачи в аренду собственных помещений, реализации основных средств и прочего. Всего предприятие получило за год 296 млн руб.
В первом полугодии 2023 года доля выручки от перевозок выросла до 50%, изменилась и структура бюджетных вливаний – доля «городских» субсидий и субвенций выросла до 24%. Общая выручка перевозчика составила 181,1 млн руб.
Аудиторы связали рост, в том числе, с увеличением количества автобусов, но тот же фактор привел и к росту затрат предприятия (наряду с повышением зарплат, ростом лизинговых, арендных платежей и подорожанием ГСМ). За 9 месяцев 2023 года отмечено существенное увеличение расходов. Например, в первом полугодии зарплаты водителей выросли в 1,7 раз (до 87 тыс. руб.), кондукторов и других работников – в 1,4 раза (до 39-44 тыс. руб.). Увеличилась и численность персонала – до 289 единиц вместо 262 в 2022 году.
Несмотря на это, на 30 июня 2023-го при наличии 115 водителей на 146 автобусов у предприятия были открыты 29 вакансий.
В сухом остатке аудиторы увидели следующую картину:
2020 год ПАТП-1 завершило с убытком;
2021 год – с прибылью за счет безвозвратного беспроцентного «ковидного» кредита, полученная сумма по которому после закрытия засчиталась в доходы;
2022 год – убыток.
2023 год дает внушительно проседание: по итогам первого полугодия убыток составил 60 млн 809 тыс. руб., а по итогам 9 месяцев – 89 млн 561 тыс. руб.
Дебиторская задолженность на 30 июня 2023 года составляла 12 млн 140 тыс. руб., на 30 сентября – 12 млн 126 тыс. руб. Работа по ее взысканию толком не ведется, сделала вывод комиссия.
Кредиторская задолженность в 2023 году увеличилась – и по налогам, и по лизингу, и по аренде, и по начислениям персоналу. Просроченная кредиторская задолженность за первое полугодие выросла с семи до 45,5 млн руб.
Автобусы есть, но автобусов... нет
Проверка показала, что все маршруты ПАТП-1 в 2023 году оказались убыточны. Исключение составил лишь маршрут «Ульяновск–Самара», но его рентабельность условна – при наличии собственных машин для него взяли автобус в аренду за 380 тыс. руб.
Другой пример – средняя наполняемость маршрута №30 составила за полгода 32-33 пассажира на рейс. Чтобы выйти на окупаемость, каждый рейс должен перевозить 110 человек при тарифе 28 руб. Либо цену билета нужно поднять до 78 рублей.
Обновление автобусного парка, как известно, проходило по договорам лизинга: 22 «Симаза» обошлись ПАТП-1 в 148 млн руб., еще 38 машин были взяты в сублизинг у «Инзенского ПАТП». Однако каждый третий автобус, показала проверка, периодически находился в простое, из-за чего предприятие недополучило за два года 23 млн руб.
Задолженность перед инзенским «собратом» ульяновское АО закрыло в 2023 году и до 1 августа должно было получить машины на свой баланс, но этого не случилось – и автобусы взяли в аренду. Долг по ней на 1 июля составил 3,6 млн руб., из которых 2 млн руб. – «просрочка». К 1 декабря сумма перевалила, по данным ПАТП-1, за 8 млн руб.
Есть и другой интересный момент: в 2022 году ПАТП-1 заключил с «Транстехлизинг» договор на 50 автобусов на 935,1 млн руб., но при одобрении сделки не был определен источник финансирования для погашения платежей, хотя, как подчеркнули проверяющие, речь шла о сделке по приобретению имущества, превышающего 50% балансовой стоимости активов предприятия. На 30 сентября 2023 года задолженность по лизинговым платежам составила уже 42 млн 600 тыс. руб. Сохраняется угроза расторжения договора и изъятия всех машин.
Другой договор – займа с АО «Аэропорт Ульяновск», включал в себя 4 автобуса, но авиаторы уже изъяли транспорт из-за непогашенных платежей, и теперь ПАТП-1 берет его в аренду, то есть несет дополнительные расходы.
Ревизоры проанализировали и непрофильную активность предприятия – например, объехали здания автовокзалов и станций. Большая часть из них требует ремонта. Учрежденные акционерным обществом организации – ООО «ПАТП-2» и ООО «Элтранс» – не перечисляли прибыль в адрес бенефициаров.
Общая сумма неэффективного использования средств составила 2 млн 161 тыс. 200 руб.
Сделали выводы и дали рекомендации
В завершение отчета комиссия озвучила причины, которые привели к «острейшей ситуации» на предприятии.
Во-первых, несмотря на то, что доходы росли чуть быстрее расходов, абсолютный разрыв увеличился.
Просроченная кредиторская задолженность за 9 месяцев увеличилась в 12,3 раза до 84,7 млн руб.
Общая кредиторская задолженность на 30 сентября составила 137 млн руб., из которых 43 млн приходится на налоги и сборы, а 42 млн – на лизинговые платежи.
Убытки по сравнению с 2022 годом к концу сентября 2023 года выросли в 22,7 раза – до 90 млн руб.
Во-вторых, нехватка субсидий и субвенций: вместо расчетных 235,7 млн руб. ПАТП-1 получило 137,9 млн руб.
В-третьих, убытки по городским маршрутам за один рейс составляют в этом году от 1060 до 4450 руб.
В-четвертых, выросла общая протяженность маршрутной сети по городским маршрутам (с 212,3 км до 366,7 км).
В-пятых, разумеется, простой автобусов из-за несвоевременного предоставления субсидий на погашение лизинговых платежей. Особо отмечено, что при заключении договоров власти рассчитывали передать ПАТП-1 на обслуживание 7 городских маршрутов. По факту предприятие получило лишь один убыточный маршрут №28.
Счетная палата предложила ведомствам и ПАТП-1 разработать антикризисную программу на 2024-2025 годы, проанализировать существующую маршрутную сеть и создать новые рентабельные маршруты для ПАТП, передать часть маршрутов от других перевозчиков, выделять больше субсидий со стороны города и подумать, нужны ли предприятию существующие договоры лизинга. На проработку соответствующей программы гендиректору ПАТП-1 дали время до 15 января.
Социальные обязательства. Нерезиновый бюджет. Без ответственных
После ответное слово взял действующий глава ПАТП-1 Иван Павлов (кстати, за проверяемый период в АО сменились 4 директора).
– ПАТП-1 обслуживает 20% маршрутной сети Ульяновска. При этом, на линии ежедневно мы стараемся выпускать 92% транспорта – при необходимости в 77 машин мы ежедневно выпускаем не менее 72-х. В 2023 году мы приняли на работу 65 водителей, чтобы все полученные 50 автобусов выходили на маршрут. Когда озвученная сегодня программа предлагалась предыдущим руководством, в ней было запланировано не только дополнительно передать ПАТП-1 семь доходных маршрутов, но и закрыть семь маршрутов, которые дублируются. Все знают, что на территории города задублированность маршрутов превышает 50%, что, мягко говоря, непозволительно.
Резкий подъем зарплат водителей произошел именно тогда, когда программа была принята, автобусы были взяты в лизинг. Была необходимость оперативно привлечь водителей на работу.
Хочу отметить, что все маршруты ПАТП-1 – убыточные, но 75% из них являются социально значимыми. Мы снимаем соцнагрузку со всех остальных перевозчиков.
Есть предложение по оптимизации работы предприятия на 2024 год. Там заложена и показана экономия по затратам на 28 млн руб. – по топливу, зарплатам (благодаря открытию базы в Заволжье на территории УЭТ), закрытию двух нерентабельных рейсов в Чебоксары, объединению некоторых маршрутов, сокращению персонала (расторгаем договоры аутсорсинга и сокращаем 6 единиц управленческого аппарата), работам по энергосбережению. Продление маршрута №20 до фабрики «Волжанка» поднимет выручку на 1 млн 900 тыс. руб. за 9 месяцев.
Следом последовало бурное обсуждение со всеми представителями министерств, получивших рекомендации. Подняли тему владельцев частных маршрутов, их проблемы и возможности. Решили, что дорожную карту нужно разрабатывать постепенно и осторожно, чтобы не допустить транспортного коллапса и массового ухода перевозчиков – «иначе 20 тысяч жителей утром не смогут уехать на работу». Болдакин в ответ на пожелания увеличить участие города в доле получаемых ПАТП-1 субсидий заявил, что «бюджет не безграничен», и напомнил, что в этом году все обязательства по оплате «Львят» легли на Ульяновск – «А это 147 млн руб.!».
Отдельно прозвучал вопрос, понес ли кто-либо ответственность за принятие решения о заключении договоров лизинга «на кабальных условиях». Министр транспорта Сергей Воронцов пояснил, что для предприятия на пороге банкротства лучших условий было не найти, а источник финансирования предполагался в следующем финансовом году – но «данная история не сработала». Решение же принималось правительственной комиссией, отметил Воронцов и попросил не обвинять огульно всех членов правительства в этой закупке.
Отчет в итоге утвердили, он будет направлен губернатору Ульяновской области и председателю Заксобрания. Следующая встреча по работе ПАТП-1 назначена на начало 2024 года именно в стенах ЗСО.
Татьяна Лисицына
Фото: скрин интервью «Ульяновской правды», группа ПАТП-1 «ВК»