Мусорная реформа длится уже полмесяца. Только в Ульяновске на «горячую линию» поступило 7 тысяч звонков от граждан, которые так или иначе столкнулись с проблемами: где-то не вывозят мусор, кто-то не понимает, как исчисляется тариф. Региональные операторы воюют с управляющими компаниями, а у министра природы и цикличной экономики региона Дмитрия Федорова осталось две недели, чтобы сгладить все «шероховатости». Тяжело, но, как говорится, надо. Первые две недели старта реформы напоминают кризис у больного — либо дальше дело пойдет на поправку, либо летальный исход.
Из всех участников тематической пресс-конференции, организованной накануне минприроды, происходящее точнее всего описал замдиректора ООО «Контракт плюс», регионального оператора в зоне №2, Сергей Живайкин: «Реформа сырая на федеральном уровне. Даже болезненная, но необходимая. Надо разобраться». Так давайте разберемся.
Министр Дмитрий Федоров напомнил, для чего на федеральном уровне изначально придумали изменить схему вывоза твердых бытовых отходов: чтобы продлить срок службы полигонов; снизить площадь земель, которые отчуждены под захоронение отходов; увеличить за пять лет объем перерабатываемого мусора с 12% до 60%. Раньше вывозом мусора в одном только в Ульяновске занималось 12 крупных компаний, но они не могли инвестировать средства в дальнейшую переработку. Заместитель главы города Сергей Гигирев заявил, что саботирующие реформу управляющие компании «не хотят расставаться с доходным бизнесом». При этом, ни Гигирев, ни представитель регоператора Живайкин напрямую не связывают участившиеся случаи поджогов контейнеров со стартом реформы. Во всяком случае, открыто об этом они не заявляют.
Дмитрий Федоров и Сергей Гигирев
То, что ряд дворов Ульяновска в начале января стали напоминать итальянский Неаполь (город, в котором больше 10 лет продолжается мусорный кризис), спикеры назвали стечением обстоятельств — новогодние праздники, снегопад, который осложнил подъезд к контейнерным площадкам, а также «саботаж управляющих компаний». И по словам Гигирева, не было ещё «отработано взаимодействие».
Фото: 73online.ru
Директор контакт-центра при главе Ульяновска Денис Седов рассказал, что за 14 дней им позвонили 5 тысяч раз с жалобами по мусору. Седов заявил, что несколько управляющих компаний «саботировали» (слова «cаботировали» и «саботаж» очень часто звучали на пресс-конференции) реформу, не заключили договоры с региональными операторами и не объяснили ничего жильцам домов. «Управляющая компания «Фундамент» до сих пор не заключила договоры. Все ваши [жильцы домов] беды от них. Это оказались не переговороспособные люди», - заявил господин Живайкин. Также «саботировала» реформу управляющая компания «АльфаКом-У».
УК «Фундамент» управляет 14 домами на улицах Рябикова, Самарской, Жигулевской, Корунковой, Камышинской и Фруктовой. Жалобы жильцов на не вывоз мусора можно прочитать на сайте МинЖКХ. Компания «АльфаКом-У» управляет 34 домами в Дальнем Засвияжье (улицы Ефремова, Камышинская, Кузоватовская, Отрадная, Рябикова). Несмотря на то, что собственники жилья могут заключить прямой договор на услугу с региональным оператором, мусор не вывозят из-за того, что его не подготавливают сотрудники УК. Мусоровоз сваливает в накопитель отходы из контейнера и подбирает лишь то, что высыпалось в момент погрузки. Если мусор свален вокруг контейнера или к площадке нельзя подъехать, то мусоровоз не забирает его, и в этом нет нарушения закона.
15 января президент Владимир Путин подписал указ о создании компании «Российский экологический оператор». Публично-правовая компания с офисом в Москве будет выполнять роль единого мусорного оператора. Учредителем станет Минприроды. «Российский экологический оператор» будет участвовать в разработке проектов нормативных актов по утилизации отходов, проводить экспертизу мусорных полигонов, заключать соглашения с международными организациями, привлекать инвесторов, разрабатывать программы господдержки таких инвестпроектов и контролировать их финансирование. Когда мы осенью писали про мусорную реформу, часть наших экспертов предполагала, что может появиться единый федеральный регоператор, и государство монополизирует весь мусорный бизнес в стране. На наш вопрос, является ли создание единого федерального регоператора началом монополизации рынка, министр Дмитрий Федоров ответил отрицательно, потому что не нашел предпосылок для этого в сопроводительных документах. А вот Сергей Живайкин из «Контракт плюс» хоть и признался, что пока подробно не знакомился с проектом, но все-таки осекся, что «к сожалению, особенности ведения бизнеса в России такие, что всякое бывает».
Тариф, кстати, могут снизить. Дмитрий Федоров рассказал, что сейчас предлагают освободить региональных операторов от уплаты НДС и сбора за воздействие на окружающую среду. Сейчас два этих показателя составляют почти одну пятую от всего тарифа. Также господин Федоров посетовал, что в области пустуют ниши бизнеса, который бы работал с некоторыми фракциями, которые разделяют на полигонах. Например, в регионе никто не работает с прозрачным стеклом или некоторыми видами пластика.
Сергей Гигирев на пресс-конференции сказал, что реформа работает «все-таки более или менее». Вот только такой переходный период долго не будет продолжаться. Когда в Москве разрабатывали реформу, вряд ли кто-то задумывался о лишних рублях в тарифе для регоператора, «ничейном» мусоре, лежащем вне контейнера в засвияжском дворе или удивлении сельских жителей, которые скоро впервые будут платить за вывоз отходов. До Москвы далеко, поэтому крайнего нашли поближе — губернатор Сергей Морозов дал министру Дмитрию Федорову время до конца января, чтобы навести порядок.
Артем Горбунов