Менее недели назад завершился этап чемпионата страны по ралли-рейдам баха «Холмы России». В нынешнем году соревнования впервые за двадцатилетнюю историю проходили не только в Ульяновской области, но и в Мордовии. Идейный вдохновитель гонок Александр Охотников ответил на вопросы 73online.ru.

План «В» и план «С»

— Несколько дней назад завершился четырёхдневный гоночный марафон. Отдохнуть после возвращения из Мордовии удалось или для Вас как для большого поклонника автоспорта гонки — это и есть отдых?

— Соревнования — это огромный труд. Тем более, мы задействовали два региона. И в Саранске были в хорошем смысле шокированы масштабом.

— Не поверю, что всё прошло гладко, потому что недавно узнал о проблемах с одним из этапов на территории Мордовии. Маршрут проходил через реликтовые леса, куда автомобили не хотели пускать.

— Маршрут мы разрабатывали задолго до начала гонок, а сентябрь был очень сухой и тёплый. В Дубенском районе у наших соседей есть уникальные леса, которые охраняются федеральным законодательством. В сухую погоду доступ туда категорически запрещён. Месяц назад никто не предполагал, что дождей не будет.

— А когда узнали о проблеме?

— Когда гонка уже стартовала в Ульяновске. И до того как участники проехали границу с Мордовией, мы прописали новые участки. Спортсмены не проехали по незнакомой трассе в Мордовии 120 километров. Зато проехали по прошлогоднему маршруту в районе Языково и Прислонихи. А там трасса не менее интересная.

— То есть, план «В» должен всегда быть?

— И план «С» тоже.

— Остальные вопросы решились сразу положительно?

— На всех уровнях удалось найти понимание. И даже были приятные сюрпризы для нас. Например, когда проезжали в Мордовии через село Стрелецкая слобода, то местные бабушки вышли на дорогу с флагами. Когда мы приехали в Саранск, было очень много местных жителей. Для Ульяновска большие гоночные автомобили уже привычны. А для наших соседей это стало большим событием.

Трассу не обманешь

— В этом году не обошлось без ЧП на трассе. Например, «Урал» Игоря Чагина загорелся...

— Грузовики едут по полям, и очень много сухой травы попадает в трансмиссию. Поэтому машина после остановки может вспыхнуть. Именно поэтому пожарные расчёты всегда дежурят на финише. Здесь во время гонки экипаж, по всей видимости, подумал, что спустилось колесо или возникла какая-то другая проблема. Они остановились, вышли для осмотра, и тут произошло возгорание. Ребята были снаружи и не пострадали. А вот автомобиль, к сожалению, восстановлению не подлежит.

— А в заключительный день «Холмов России» произошла авария с МАЗом Виталия Мурылёва...

— Было два круга по 85 километров. Они на первом круге этот маршрут проехали без проблем. Но это соревнования, и у них шла борьба за секунды. Они решили срезать на одном из участков. А там овраг.

— То есть, лучше не срезать и чётко придерживаться маршрута?

— Вообще, трасса очень коварна. Это на первый взгляд там ровная поверхность. А потом смотришь — а там рвы, которые скрыты травой. Мы перед началом стартов говорили — «Ребята, не надо срезать».

— Самое главное как самочувствие у гонщиков?

— Им оказали помощь на месте, потом отвезли в больницу. Ребята на связи. Они пока в больнице в Мордовии. Дальше их будут отправлять в Республику Беларусь для дальнейшего лечения. Два человека из команды остались с ними. Остался и руководитель команды — гонщик Сергей Вязович.

— То есть, и у участников знаменитого «Дакара» могли возникнуть проблемы на трассах нашей области?

— «Дакар» — это такая же гонка, но более раскрученная. У нас ведь тоже была большая протяжённость маршрута — почти тысяча километров. Да, у нас средняя полоса России. Но пески, как на «Дакаре», нашлись и здесь — МАЗ Вязовича сидел в песках, экипаж Рудского сидел в песках. Спросите у победителей из «Камаз-Мастер» — слукавят, если скажут, что на «Холмах» было легко.

Машинка на миллион

— «Урал» сгорел, МАЗ сильно пострадал. А насколько вообще дорогие эти машины?

— Грузовой гоночный автомобиль стоит в районе миллиона долларов. Да — это дорого. Некоторые компоненты иностранного производства. Импортозамещение может произойти, но нужно время.

— Что значит для больших заводов таких как «Урал» или «Камаз» участие в таких гонках?

— С одной стороны, участие в таких гонках — это реклама. С другой — это возможность протестировать какие-то детали, чтобы их потом использовать в серийных автомобилях. При этом у всех разный подход. Например, «Камазы» более спортивные. МАЗы ближе к серийным, а «Уралы» — это почти те же самые автомобили, что и на обычных дорогах.

— Что насчёт машин поменьше?

— «Патриот», который выступает на соревнованиях — это обычный УАЗ с минимальными доработками. С более скоростными автомобилями им тяжело. И нужно отдать должное экипажу — Вадиму Новикову и Дмитрию Рыбину. «Газели» — тоже самое. Они базируются на серийных агрегатах. Такое направление выбрали команды.

На три региона

— Ближайшие планы?

— Нас ждёт ещё баха в Ростовской области и зимняя гонка, которая снова пройдёт в Ульяновском регионе. Этот этап состоится в начале декабря, и он не такой масштабный, потому что не будет грузовиков. Зато нас ждёт борьба с погодой. В прошлом году, например, снега было как в феврале.

— А осенний этап снова свяжет Ульяновск с Саранском?

— Планы на следующий год уже свёрстаны. Хотим снова связать два региона, только это уже будет гонка «Саранск-Ульяновск». То есть, наоборот.

— А связать Ульяновск с другими регионами?

— Мы — ульяновская команда — организуем гонки не только в нашем регионе. Но и, например, во Владимирской области. В Чувашии гонки тоже проводим. Почему бы в перспективе не замахнуться на соревнования, которые свяжут Ульяновскую область, Мордовию и Чувашию. Без помощи и властей, и спонсоров не обойтись.

— Среди участников есть и гонщики, которые выступают не от заводских команд, а на личных авто. Это обеспеченные люди?

— Здесь нельзя ответить однозначно. Есть те, кто просто берёт в аренду автомобиль. А есть те, кто сам крутит гайки по ночам, настраивает машину. Есть обязательные требования по безопасности. Это не бесплатный вид спорта. Хотя, есть и такие, кто и на последние что-то для своей машины купит. Но мы одинаково ценим всех наших спортсменов.

Фото: Анвар Магдеев, «Камаз-Мастер», «Маз Спорт Авто», «Урал Моторспорт»

Игорь Кранцев