На территории особой экономической зоны «Ульяновск» строится Ульяновский бумажный комбинат, где будут выпускать, пожалуй, один из самых востребованных товаров повседневного спроса. УБК планирует производить аналог ZEWA — не серую однослойную, а белую, двухслойную, с оттисками и перфорацией туалетную бумагу. Почему упор сделан именно на этот продукт, что в целом сегодня происходит с рынком санитарно-гигиенической бумаги и не будет ли ее дефицита, рассказали один из учредителей УБК «Русская бумага», координатор проекта Олег Коротин и директор предприятия Евгений Соловьев.

— С чего начался проект?

Олег Коротин: Идея родилась в 2019 году. Один из учредителей УБК имеет опыт работы в бумажной промышленности — он стоял у истоков бумажной фабрики в Мулловке. Там выпускали бумагу для гофрирования, картон на плоский слой гофрокартона. Поэтому решили развивать производство дальше. Нужно было найти другой вид продукции, который пользовался бы спросом.

Провели мониторинг по рынку, поняли, что наилучший вариант — выпускать туалетную бумагу. В любые кризисы, которые наша страна переживала, это единственное направление в целлюлозно-бумажной промышленности, где производители постоянно наращивают объемы (ежегодно — плюс 5-7%). И если сравнивать потребление туалетной бумаги в Европе, Америке, Китае, то у нас оно раза в три меньше. К примеру, жители КНР потребляют 45 килограмм на душу населения в год, а у нас — 15-18 килограмм. Есть куда двигаться. Тем более серая бумага сейчас отходит на второй план, всем хочется белую, как минимум двухслойную, красивую, с тиснением. Плюс тряпки на кухне — прошлый век. Гораздо удобнее бумажные полотенца, они и утилизируются хорошо, и всегда под рукой.

— Что было дальше?

Олег Коротин: Мы начали искать площадку и решили, что будем строиться в Особой экономической зоне «Ульяновск» возле аэропорта «Ульяновск-Восточный». Там хорошие преференции — серьезная помощь от государства для строящихся предприятий. В течение 10 лет отсутствует налог на землю и транспорт, 2% составляет налог на прибыль. Это хорошее подспорье для реализации масштабных проектов. Мы стали резидентами ОЭЗ, 2020 год ушел на проектирование. Хотели все сделать гораздо быстрее. Но вмешались сложности — пандемия, затем санкции, цены, которые начали расти с космической скоростью… Но мы не сдаемся, мы же из России, нам не привыкать.

— Много у вас было завязано на иностранных партнеров?

Олег Коротин: Изначально, до всех этих событий, когда мы проектировали и планировали производство, уже были ориентированы на отечественного производителя. Но мы понимали, что в России выпускается не все, и сразу сделали акцент на китайских партнеров. Поэтому в плане оборудования, стройматериалов мы ничем не рискуем. Единственное, изначальный бюджет увеличился: сегодня он составляет 386 миллионов рублей. Практически укладываемся. Плюс есть некоторые сложности с логистикой, но они решаемы.

Все равно проект будет реализован. Конечно, сегодня сложно прогнозировать, когда конкретно, но в ноябре-декабре хотим запустить производство. Пусть и не в полном объеме, не сразу на проектную мощность.

— Расскажите о параметрах проекта?

Евгений Соловьев: Площадь производственного цеха и складских помещений — 4,5 тысячи квадратных метров. Пока у нас будут работать до 63 человек. Установим бумагоделательную машину, которая выпускает в сутки 20 тонн готовых изделий. У нас полный цикл производства, от целлюлозы и макулатуры до конечного изделия — рулонов туалетной бумаги и бумажных полотенец.

Мы не будем варить целлюлозу — возьмем готовую. На старте проекта у ульяновцев были сомнения, что это вредное производство. Отнюдь, оно не вредное, мы и воду потреблять практически не будем — только для восполнения безвозвратных потерь. Весь поток будет закольцован, воду в производственном цикле будем использовать повторно.

— Что служит сырьем для туалетной бумаги?

Евгений Соловьев: Мы будем брать готовую целлюлозу в тюках и макулатуру. Для переработки сырья оборудование из Китая уже пришло, мы успели с хорошими ценами, полным сопровождением поставщиков. Сырье будем брать в России — собирать макулатуру в ближайших регионах, в том числе Ульяновской области. Проблем с ним, думаю, не будет — мы смотрели рынок, проговаривали с поставщиками все вопросы — они готовы поставлять. Цену пока оговаривать рано, но должно все получиться по бизнес-плану.

— Все еще помнят трудности с реагентом для отбеливания бумаги…

Евгений Соловьев: Во-первых, в России и Казахстане налаживают производство этого отбеливателя. Во-вторых, мы общались с разными фирмами, и они пообещали, что к запуску нашего производства проблемы с логистикой будут решены, и вся химия будет. И в-третьих, есть несколько видов отбеливателей: есть прямые, а есть оптические, которые работают на законах преломления света, и глаз человека воспринимает бумагу белой. Так что туалетная бумага, которая есть в магазинах, необязательно отбеленная. Поэтому никаких проблем мы не видим.

— Остальное у вас российское?

Евгений Соловьев: Да, более того, многое из Ульяновской или Самарской областей, чтобы не возить издалека.

— Один из главных производителей туалетной бумаги для России — шведская компания Essity (бренды ZEWA, Tork, Libero, Libresse, TENA) еще в апреле объявил об уходе из России. Планируете занять именно эту нишу?

Евгений Соловьев: Ориентир изначально был на этого производителя. Продукция — та же двухслойная бумага белого цвета, мы ориентировались на любимую многими ZEWA, с тиснением, перфорацией.

— В России много производителей туалетной бумаги? Насколько рынок конкурентный?

Евгений Соловьев: На старте мы просчитывали занять не так много — 1% от общего рынка России. Сейчас прогнозировать, сколько мы можем занять — неблагодарное дело. Думаю, это может быть 2-2,5%. Производителей в нашей стране достаточно, но в основном это импортные компании — турецкая «Хаят Кимья» (проект, реализованный в ОЭЗ в Елабуге), Набережно-челнинское предприятие, которое продолжает выпускать серую однослойную бумагу…

У нашей бумагоделательной машины есть потенциал, мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Мы понимаем, что можем ее разогнать, но пока лучше синица в руках — запустим производство, а потом уже будем думать о повышении производительности.

— С реализацией проблем не будет?

Евгений Соловьев: Потребность на рынке очень большая, плюс помогают сами потребители. Как только начинается паника, в первую очередь скупаются спички, соль и туалетная бумага. В любом случае нет смысла начинать такое производство, не имея рынка сбыта. Будем работать с сетями, сбывать оптом — так всем удобнее. Пока не могу сказать, кому и куда мы будем продавать — это коммерческая тайна. Но проблем никаких не будет. Ниша освободилась, нужно скорее ее заполнить.

На нашем производстве можно выпускать и трех-, и четырехслойную бумагу. Но мы об этом пока не думаем — основной рынок это двухслойная белая бумага — 60-70% производимой сегодня продукции. Мы ориентируемся на потребителя среднего и премиум-класса.

— Есть мысли производить другие виды продукции, расширить ассортимент?

Евгений Соловьев: Да. Все же мы находимся в ОЭЗ, поэтому мы думали о том, чтобы выпускать не только санитарно-гигиеническую бумагу. Заказывали мониторинг рынка. Но из-за сложностей, связанных с санкциями, решили не бежать впереди паровоза и реализовать этот проект.

Прогнозировать, что будет завтра, сложно. Мы строимся фактически в ручном режиме — нет такого, что мы четко распланировали все, знаем, когда что покупать. Не получается. Каждый месяц вводятся какие-то новые санкции, приходится быстро подстраиваться, пропадают некоторые детали на рынке, возникают сложности у поставщиков…

В целом же, конечно, планируем развиваться. Все-таки мы называемся «Ульяновский бумажный комбинат». А комбинат подразумевает выпуск как минимум двух-трех видов продукции с серьезными объемами.

— Многие считают, что санкции открыли для российских производителей массу новых возможностей. Другие, напротив, не видят для себя перспектив из-за сложностей с логистикой и прочим. Что думаете вы?

Евгений Соловьев: Мне кажется, об отсутствии перспектив говорят те, кто боится трудностей и привык ничего не делать, получать деньги. Те, кто работают и ищут новые решения, продолжают двигаться вперед. Наоборот, для них открываются возможности для реализации идей, которые были неактуальными еще год назад. Освободились ниши.

На мой взгляд, импортозамещение, о котором нам заявили в 2014 году, было не совсем им. Просто люди пытались найти возможности, как завезти химикаты, детали из-за рубежа другим путем. Сейчас же время, когда нужно настраивать производство в стране. Мы тоже стараемся быстрее запуститься.

Поэтому сейчас открылось даже не окно, а огромные ворота для тех, кто готов работать. Время уходит, нельзя ждать, пока что-то наладится. Ничего не наладится, мир уже не будет прежним. Те, кто понимают это, найдут себя и смогут реализовать свои идеи.

Справка 73online

ООО «УБК «Русская бумага» было зарегистрировано в августе 2019 года с уставным капиталом в 20 тысяч рублей. Бенефициары — братья Олег и Юрий Коротины (по 37,5% акций), а также Михаил Коротин (25%).

Коротины — известные в Ульяновске бизнесмены. Юрий и Олег являются соучредителями ТЦ «Вертикаль» и «Телеком.ру». Коротин-старший — соучредитель ООО «Мотом Премиум», управляющий ООО «МТМ-Авто», «Мотом-Центр» и «Мотом Автомаркет». Олег Коротин — управляющий ООО «Мотом», автосалона «Мотом», ООО «Вертикаль-Плюс» и ТЦ «Вертикаль».

Виктория Чернышева