Сегодня исполнилось 65 лет известному инструктору-методисту, мастеру спорта СССР, заслуженному учителю России Растану Ибрагимову. Растан Рафикович всю жизнь занимается вольной борьбой: несколько десятков дет он возглавлял спортивную школу №9, выпустившую не одного спортсмена, которые добились высоких достижений. В интервью 73online.ru именинник рассказал, за что любит вольную борьбу, как стать олимпийским чемпионом и как спортсмену может помочь сноуборд.

— Растан Рафикович, как отметите юбилей?

— Отмечать будем в кругу семьи. Дочь приехала из Москвы, чтобы поздравить, вторая живет здесь. Пригласим отца — ему 93 года, он не спортсмен, но на лыжах с ним мы катались. Он дачник — 60 лет уже имеет «шесть соток», и там постоянно проводит время, до сих пор сам ходит.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Я на пенсии, остаюсь инструктором-методист в спортивной школе №9. Бывшие мои воспитанники уже сами тренеры, их дети приходят к нам на занятия.

— Как вы стали педагогом?

— Я родился в Ульяновске, после школы ушел в армию, прослужил два года в Самаре. Увидел объявление в «Советском спорте», что Смоленский государственный институт физической культуры набирает абитуриентов по специализации «вольная борьба». Поехал, удачно все сдал, четыре года отучился. И в 1982 году вернулся в Ульяновск, устроился в спортивную школу №7, где директором был мой тренер.

— Почему выбрали именно вольную борьбу?

— Она очень динамичная, интересная, связана с Кавказом где это национальный вид спорта. Соревнования проходят очень живо. Можно использовать разные приемы, например, захват за ноги, в отличие от греко-римской борьбы, которая более ограничена.

— Как вы стали директором спортивной школы №9?

— Лет шесть я проработал в школе №7. В Новом городе у нас сложился костяк спортсменов — мои ребята показывали хорошие результаты. И мы через Заволжский отдел образования ходатайствовали об открытии спортивно-подросткового клуба «Спартанец». Я его возглавил. А после клуб переименовали в спортшколу №9.

— Кем из учеников вы особенно гордитесь?

— Сейчас наша школа выпустила около 30 мастеров спорта. Самые лучшие результаты были у Шамиля Садриева — он два раза выигрывал мир, два раза Европу, был заслуженный мастер спорта. Умер в 35 лет — перетренировался на сборах, стало плохо с сердцем. Хотя я его предупреждал, что пора заканчивать.А он постоянно говорил — да я еще совсем немного… В его память проходят соревнования по вольной борьбе.

— Спорт — это тяжело?

— Если это спорт высших достижений, то тут особо здоровье не укрепляется. Это то же самое, что работать шахтером — есть риск, что не выйдешь на поверхность. Так и у спортсменов: у тех, кто много тренируется, бывает трагические исходы на сборах, соревнованиях.

Но все равно, пока ребенок учится в школе, на мой взгляд, он обязательно должен заниматься каким-то спортом, чтобы у него не было вакуума. Тем более в наше время — век компьютеров, телефонов. Все это на пользу здоровью особо не идет.

С какого возраста вы тренируете детей?

— Сейчас занимаются вообще с садика, но в нашей школе я был сторонником брать детей со второго класса. В первом ребенок идет в школу, это уже нагрузка. А во втором уже к ней адаптируется, можно подключать спорт.

В целом, я предпочитаю не форсировать, делать все поэтапно, постепенно. Для тренера это трудная работа: одно дело готовый спортсмен, или пришедший из другого вида спорта — тут можно немного и соки повыжимать. И совсем иное, когда ты сам готовишь ребенка, закладываешь фундамент.

— Дети сегодня идут в волную борьбу?

— Конечно! В нашей школе муниципальное задание — 370 детей. Мои воспитанники приводят своих детей, рассказывают своим родственникам, работает сарафанное радио. В нашей школе неплохая материально-техническая база, ковер, восстановительный центр, небольшой бассейн. В 90-е годы многие гаражи строили, а мы, своими руками — спортивную школу. Государство 7 миллионов рублей, спонсоры — 40 миллионов. Так что уже в то время получилось такое частно-государственное партнерство, когда об этом еще никто не говорил.

— Как вы мотивируете своих учеников?

— Я хочу, чтобы они хорошими защитниками родины. Взять Кавказ — там такие ребята все очень крепкие. Я всегда говорю: если ты физически сильный, больше возможности выжить в любой экстремальной ситуации.

— Вы нацеливаете их на высокие результаты?

— Для того, чтобы стать олимпийским чемпионов, нужно соблюсти много факторов. Прежде всего, ребенок должен быть богом отмеченным. Взять два металла — золото и чугун. Роняем их в грязь, протираем — золото блестит, а чугун, как его ни вытирай — нет. Второй фактор — здоровье, третий — трудолюбие. А также соответствующие условия, где можно заниматься, и финансовые средства для участия в соревнованиях, поездок на сборы. Если какого-то фактора не хватает, цепочка рассыпается.

— Какие у вас планы?

— Я сейчас занимаюсь с внуком - ему 4 года 8 месяцев, с трех лет начали с ним потихоньку осваивать элементарные вещи — отжиматься, подтягиватья, шею качать. Потихоньку заражаю вольной борьбой. На велосипеде ездим, на роликовых коньках. Получится ли чемпион — не знаю, самое главное, чтобы у него не было того самого вакуума.

— Как сами поддерживаете форму?

— Езжу на велосипеде, зимой — на сноуборде, люблю в Абзаково. Лет 13-14 уже на нем катаюсь. Один год — на лыжах, но сноуборд более экстремальный. Для вольной борьб это полезно учиться хорошо стоять на ногах. Я, наверное, с десяток моих воспитанников уже заразил сноубордом, ездим с ними раза два-три в сезон кататься.

Плюс я постоянно с ребятами на ковре. Постоянное движение — мой образ жизни. Машины у меня нет, равнодушен, хожу пешком постоянно.

— Какой подарок на день рождения для вас самый ценный?

— Внимание. Если не забывают, звонят, поздравляют, значит все прекрасно.

Виктория Чернышева