Эксперты предрекли подорожание такси с начала осени на 10–15%. Это связано с тем, что 1 сентября вступят в силу поправки, которые потребуют от водителей иметь полис обязательного страхования ответственности перевозчика (ОГСОП). Для его получения необходимо иметь разрешение на работу в такси, но оно есть только у 25%. 73online.ru выяснил, с какими проблемами столкнулись ульяновские водители и что ждёт их клиентов.

Новые требования

Ранее такси было единственным видом пассажирского транспорта, который не подпадал под действие закона об обязательной страховке ОСГОП, граждан защищал только закон об ОСАГО. С 1 сентября все перевозчики обязаны возмещать вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу пассажиров в размере до 2 млн руб. на каждого человека (в четыре раза больше, чем по ОСАГО). Чтобы не платить возмещения за свой счёт, водитель должен застраховать ответственность, и выплаты будет производить страховая компания. Например, деньги выдадут, если гражданин получил травму при ДТП. Срок действия полиса — один год.

Обязанность по оформлению ОСГОП возлагается на перевозчика, будь то юрлицо, ИП или физлицо, а не на агрегатор, таксопарк или службу заказа такси. Штрафы за его отсутствие установлены в размере:

  • на должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на юридических лиц от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Получить проблематично

Однако, чтобы получить ОСГОП для такси, необходимо разрешение на перевозку, которое по факту является обязательным уже год (с 1 сентября 2023 года), но имеется только у 25% водителей. Общественники попросили Минтранс отсрочить введение новых требований, указав, что это грозит дефицитом таксистов и ростом цен на перевозки.

По мнению же страхового сообщества, основания для переноса вступления в силу закона отсутствуют и что со стороны страховщиков к введению ОСГОП для такси всё готово. Но гендиректор НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислав Сонин рассказал, что получить полис сейчас весьма проблематично:

Страховые в данный момент не выдают полисы. Они говорят, что у них нет ни специальных для этого бланков, и не понимают, как это все должно работать. Может, какие-то распоряжения появятся в сентябре, но и к этому времени ни один автомобиль не будет застрахован, а ответственность, получается, уже наступит.

«Яндекс» планирует интегрировать предложения страховых компаний в свои приложения, чтобы купить полис можно было онлайн. При этом получить его можно будет также если есть разрешение, но 80% ульяновских таксистов работают без него, по словам Сонина. Штрафовать же сотрудникам ГИБДД таких водителей сложно, поскольку машины ездят без опознавательных знаков и выловить их из общего потока практически невозможно.

Почем полис?

В Центробанке сказали, что цена полиса будет составлять от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. рублей в год, в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика. В Российском Союзе Автомобилистов (РСА) подсчитали, что в среднем ОСГОП обойдется в 2,5-3,5 тыс. рублей в год.

Продажи полиса онлайн недавно анонсировала страховая компания «Ингосстрах» (других предложений по запросу в интернете не выдает, в основном предлагается ОСАГО). 73online.ru решил рассчитать цены для автора этой статьи - стоимость годового ОСГОП составила 3 392 рубля. Компенсация пассажирам будет доступна в размере:

  • 2 млн 25 тыс. рублей — причинение вреда жизни;

  • 2 млн рублей — причинение вреда здоровью;

  • 23 тыс. рублей — причинение вреда имуществу.

Примерно в это же время начали появляться и варианты покупки полиса на «Авито». Например, в Ульяновске за услугу оформления просят 4400 руб.

В РСА уверены, что полис по цене около трех тыс. рублей не будет являться нагрузкой, поскольку доходы водителей такси, согласно публичным исследованиям, могут составлять около 260 тыс. рублей в месяц.

Рост цен на такси

Сонин считает, что стоимость такси не вырастет, если перевозчики продолжат работать в прежнем режиме: «Не вижу к этому предпосылок. Парки, которые отдают расклеенные машины в аренду, они тоже многие ездят без разрешения. То есть сдают автомобиль водителю, а дальше он уже решает, как ему работать, штрафы будут приходить на него».

По мнению же ульяновского блогера и таксиста Влада Каталымова, цены поднимутся в любом случае, ведь осень — пора деловой активности, но конкретных цифр он не приводит.

Здесь я больше боялся бы того, что в случае, если произойдут ДТП, а у водителя не будет полиса, то получить компенсацию будет сложнее: водитель, например, может просто испариться на родине, и тогда пассажир замучится добиваться денег.

Эксперты сходятся во мнении, что наличие полиса будет такой же необязательной необходимостью, как и разрешение.

Фото на главной: freepik.com

Марина Иванникова