В День Победы в единый строй «Бессмертного полка» встанут тысячи ульяновцев, которые выйдут на улицы с портретами своих отцов, дедов и прадедов. У каждого участника шествия есть что рассказать. Родившиеся и выросшие в мирное время, они помнят немногословные рассказы своих предков со слезами на глазах. По просьбе 73online.ru депутаты, чиновники и общественные деятели делятся воспоминаниями о своих близких — участниках Великой Отечественной войны, у которых в те годы была лишь одна цель – освободить от врага свою Родину.

Екатерина Уба, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области:

- Поскольку я из семьи военнослужащих, то Великая Отечественная война не могла обойти стороной моих родных и близких. Мой дед по материнской линии Петр Васильевич Мирошников непосредственно подчинялся Георгию Жукову и был членом Военного совета Третьей ударной армии генерала Кузнецова, которая входила в состав Первого Белорусского фронта. Он принимал участие в разработке плана по взятию Рейхстага и операции по водружению знамени над ним. После войны дедушку оставили служить в Германии. К нему туда приехала и его семья – мои бабушка и мама Людмила Петровна Якимова.

Настоящим горем для моей семьи во время войны стала смерть моего дедушки по линии отца Ивана Ефимовича Якимова. Его с тяжелыми ранами привезли в ульяновский госпиталь, где он умер на руках у своей жены (моей бабушки) Таисии Федоровны. Она всю войну проработала в госпитале.

Сергей Михайлов, руководитель следственного управления Следственного комитета России по Ульяновской области:

- Я горжусь своим дедом Николаем Николаевичем Деминым, который родился 18 января 1915 года в селе Валуевка Кузоватовского района Симбирской губернии в семье крестьян Деминых Николая Егоровича и Ирины Ивановны. В 1931 году начал трудовую деятельность, с января 1935-го по май 1936 года занимал должность заместителя председателя исполкома Чириковского сельсовета депутатов трудящихся Кузоватовского района. С ноября 1936 года был призван на срочную службу, которую проходил в должности помощника командира взвода. По возвращению из рядов Советской Армии в ноябре 1938 года избран председателем колхоза "Маяк Революции", а затем колхоза "Красная Армия", с 1939 года являлся членом КПСС. С сентября 1941 года по апрель 1942-го участвовал в боях с гитлеровскими захватчиками, занимал должность командира взвода 154 полка в/ч 2498, получил офицерское звание лейтенанта. В ходе ожесточенных боев был ранен в правую ногу, длительное время находился без сознания. Дед выжил благодаря тому, что его укрывали местные жители в погребе дома. Затем он долго лежал в госпитале, отклонил предложение врачей ампутировать ногу. После продолжительного лечения и благодаря своему упорству в результате реабилитации пошел на поправку, но по результатам медицинской комиссии 9 декабря 1942 года был комиссован из действующей армии по состоянию здоровья. За заслуги перед государством награжден орденами "Знак почета" и "Октябрьской революции", тремя медалями, в том числе "За победу над Германией" и "За доблестный труд в период ВОВ". Дед умер после продолжительной болезни 3 октября 1972 года.

Игорь Дабакаров, председатель общественной организации «Ульяновская региональная еврейская национально-культурная автономия»:

- Мой дед Дабакаров Абрам Нисимович (1919 – 1995) участвовал в наступательной операции войск 3-го Белорусского фронта во взаимодействии с частями 1-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов, проведённой в период с 28 июля по 28 августа 1944 года. Именуется также как Каунасская операция. Операция является составной частью одной из крупнейших за всю историю человечества — Белорусской наступательной операции «Багратион». Награжден медалями и орденами «За отвагу».

Другой мой дед Дабакаров Пинхас Нисимович (1921 – 1944) участвовал при конной артилерии в стратегической наступательной Будапешской операции южного крыла советских войск, которая проводилась силами 2-го и 3-го Украинских фронтов в период с 29 октября 1944-го по 13 февраля 1945 года. В ходе наступления героически погиб и был похоронен в братской могиле в Будапеште.

Валерий Малышев, председатель Законодательного собрания Ульяновской области:

- Когда грянула Великая Отечественная, моему отцу Василию Петровичу Малышеву, уроженцу села Апалиха Майнского района Ульяновской области, было всего 16 лет. В марте 1942 года, сразу после окончания Усольского сельскохозяйственного техникума, он отправился на войну добровольцем. Прошел ускоренный курс в Вольском (Могилевском) пехотном училище, и уже 10 декабря 1942 года младший лейтенант Василий Малышев, начальник химической службы стрелкового батальона, в составе Степного фронта был переброшен под Сталинград. Ему не было и 18-ти, когда он в рядах 15-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии получил свою первую награду – медаль «За оборону Сталинграда».

Дороги войны привели отца на 3-й Украинский фронт, где он был назначен командиром взвода разведки. На знаменитой «Курской дуге» под Белгородом Василия Малышева настигло первое ранение. Позже, под Харьковом, он был серьезно контужен, получив ожоги лица и тела. За боевые заслуги отца наградили орденом «Красной звезды».

В тех же самых местах воевал с фашистами еще один член нашей семьи – Николай Васильевич Калашников, мой дядя по линии матери. Он был ровесником отца, 1924 года рождения. Как и отец, в армию ушел добровольцем, едва окончив 10-й класс Тагайской средней школы. В 1943 году, после ускоренного курса Куйбышевского пехотного училища, в составе сформированной на Волге стрелковой дивизии был направлен в район «Курского выступа». Здесь его жизнь трагически оборвалась в сентябре 1943 года. В одном из боев, командир стрелкового взвода, младший лейтенант Николай Калашников получил смертельное ранение в живот. Мой 18-летний дядя умер во фронтовом госпитале. Его похоронили в братской могиле на городском кладбище в городе Старый Оскол Белгородской области. В 1959 году на этом месте был открыт Памятник павшим воинам. Все, что осталось от дяди – одна фотография, похоронка и несколько писем, адресованных с фронта сестре и, конечно, матери. «Мама, ты говорила, что ты не сможешь без нас жить. Я знаю, что ты за каждый раз плачешь. Это лишнее. Слезами ничего не сделаешь. Поэтому лучше терпеть. Сейчас ни одного меня нет дома, почти в каждом доме пусто», - мы бережно храним его пронзительные письма в нашем семейном архиве.

Моему отцу Василию Малышеву тоже не раз приходилось смотреть в глаза смерти. В октябре 1943 года его 50-й гвардейский полк попал в окружение у деревни Тарасовка в Днепропетровской области. Взвод разведки, которым командовал отец, прикрывал отход наших частей и был почти полностью уничтожен. Отец, получив серьезное ранение, потерял сознание. А когда очнулся, понял, что находится в немецком плену.

Неполные три месяца в сменяющих друг друга лагерях для военнопленных стали для него тяжелым испытанием. Не надо забывать, что в те годы нахождение в плену жестоко каралось. И лишь много позднее пришло понимание - сколько моральных и физических сил требовалось бойцам, чтобы вырваться из плена, доказать свою невиновность и продолжить воевать. Такое право можно было получить, лишь «искупив ценою своей крови вину перед Родиной…» - именно так говорилось в директивных документах того времени.

Понимая, через какой ад пришлось пройти моему отцу, я горжусь им еще больше… Горжусь, что у него хватило сил, воли и мужества с честью пройти через все испытания, выдержать, не сломаться и снова вернуться в строй. В то время, как мой отец попал в плен, однополчане, считавшие командира взвода разведки Василия Малышева погибшим, направили его матери Екатерине Сергеевне «похоронку».

Мой дед - Петр Артемович Малышев – в то время тоже был на фронте, служил старшиной минометной роты. Как и сын, он ушел на войну добровольцем. Как и сын, попал в самое пекло - в Сталинград. Сами того не зная, отец и сын Малышевы сражались совсем рядом друг с другом, но на Волге им не суждено было встретиться. Известие о гибели сына Петр Артемович получил с письмом от жены. Малышев-старший был дважды ранен и все же выжил. Он прошел всю Европу, закончив войну в Берлине. В год Победы ему исполнилось 46 лет. За свой ратный труд Петр Артемович был награждён двумя боевыми орденами и пятью медалями. После возвращения с фронта в родное село Апалиха он стал председателем местного колхоза и посвятил этой работе много лет.

Считавшийся погибшим отец был вывезен немцами в глубокий тыл на территорию Польши. 25 февраля 1944 года, оправившись от полученного ранения, он и еще несколько заключенных сумели организовать побег из плена. Польские подпольщики переправили беглецов в партизанский отряд №0032, действовавший в окрестностях города Люблин и известный как «соединение дяди Пети». В этом отряде был полный интернационал - русские, поляки, белорусы, украинцы, чехи, словаки. С ними отец партизанил девять месяцев - до ноября 1944 года, поначалу - рядовым бойцом, а затем командиром диверсионно-разведывательной группы. В ноябре 1944 года партизанский отряд воссоединился с регулярными частями Красной Армии, и отца вместе с другими бывшими военнопленными отправили в подмосковную Щербинку, где подвергли тщательной спецпроверке.

Василий Малышев знал, что «окруженцам», попавшим в немецкий плен, грозило заключение, а в худшем случае даже расстрел. Проверяющие органы действовали жёстко, как того требовали законы военного времени. Однако, приняв во внимание боевые заслуги отца в партизанском отряде и отсутствие компрометирующих сведений в период нахождения в плену, ему дали шанс «искупить полностью свою вину». Василий Малышев был направлен рядовым в 29-й отдельный штурмовой стрелковый батальон 3-го Белорусского фронта. Такие штурмовые батальоны называли «штрафбатами», их бросали на самые тяжелые участки фронта. Батальон отца был задействован в освобождении особо укреплённого немцами района рядом с городом Кенигсберг, где наши войска несли большие потери. В составе штрафного батальона отец сражался два месяца. Многие его боевые товарищи погибли, а отца будто хранили высшие силы – он был тяжело ранен и выжил лишь чудом.

В нашем семейном архиве хранится «Боевая характеристика на лейтенанта Малышева В.П.», подписанная командиром 29 ОШСБ гвардии майором Вдовиным:

После ранения он еще долгое время находился на излечении в госпитале. Здесь Василия Малышева нашла боевая награда - медаль «За взятие Кенигсберга». За проявленные мужество и отвагу отцу было возвращено офицерское звание и все боевые награды: ордена «Красной Звезды» и «Отечественной войны» I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и другие. По окончании войны он был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» II степени и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

День Победы отец встретил в строю - на территории Германии он воевал в составе 12-го отдельного полка резерва офицерского состава 3-го Белорусского фронта. Его демобилизовали в 1946 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об увольнении из рядов Вооружённых сил СССР дипломированных специалистов сельского хозяйства» - сельскому хозяйству в послевоенный период требовались квалифицированные кадры.

Отец, вернувшись, всю жизнь проработал на родной земле. Заочно окончив Ульяновский сельскохозяйственный институт, он 16 лет с успехом возглавлял крупнейший в Майнском районе колхоз «Дружба». Трудился директором МТС им. 3-й Пятилетки, заместителем председателя райисполкома - начальником райсельхозуправления в Астрадамовском и Майнском районах. Неоднократно избирался депутатом районных и местных Советов, членом райкомов КПСС. К боевым наградам прибавились мирные: за трудовые успехи отец был награждён орденом «Октябрьской революции», двумя орденами «Трудового Красного знамени», ведомственными и юбилейными медалями.

Василий Петрович Малышев ушел из жизни в июле 1985 года, в год 40-летия Великой Победы. Мой отец прожил не долгую, но яркую и насыщенную жизнь. И хотя его давно нет рядом, с нами остались его воспоминания, письма, награды. Остались Память и Великая Победа, за которую проливали кровь отец и дед и отдал свою жизнь мой 18-летний дядя. Я горжусь ими. И обязательно постараюсь передать эстафету памяти своим детям и внукам. Ведь память – единственное лекарство против войны.

Олег Калмыков, президент Олимпийского совета Ульяновской области:

- Мой дед, Калмыков Семён Васильевич, долгое время числился без вести пропавшим, и только благодаря поискам в 2017 году мы узнали, что он был убит. В 1942 году бабушке пришла похоронка, что он пропал без вести. Впоследствии даже мой отец, работая начальником третьего отдела областного военкомата, не мог найти сведений о его судьбе. Лишь два года назад через сайт "Забытый полк" мне удалось выяснить его судьбу. Поисковики нашли список потерь и точно установили, что 16 июня 1942 года в бою у села Старое Рамушево Новгородской области погиб именно мой дед - красноармеец, командир отделения 161-й курсантской стрелковой бригады Семён Васильевич Калмыков. Это места того самого Демянского котла, где в 1942 году развернулась кровавая драма, унесшая сотни тысяч человеческих жизней. В том числе и моего деда. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен и похоронен ли вообще.

Лилиана Рахматуллина, Артем Горбунов