Засвияжский райсуд провел второе заседание по крупнейшему в регионе делу о мошенничестве в автостраховании — в нем три десятка фигурантов. Под процесс отдали самое большое помещение в судах Ульяновской области, но защита все равно требует попросторнее. Стороны настраиваются на долгое судебное следствие, которое может затянуться на несколько лет.
В холле засвияжского районного суда редко бывает так людно, как сегодня. Слушается дело об инсценированных ДТП, обвиняются по которому 33 человека. По версии следствия, все они якобы составляли преступное сообщество, которое изображало автоаварии и незаконно получало компенсации от страховых компаний. За пять лет ущерб составил 35 миллионов рублей, пострадали «Росгосстрах», «ВТБ Страхование», «Альянс» и «Зетта Страхование». Никто из фигурантов вины не признает.
История для Ульяновской области уникальная. «Таких больших дел о мошенничестве в автостраховании еще не было», — говорит гособвинитель Иван Королев. Адвокат Ирина Хутарева, которая защищает одну из фигуранток, согласна с ним: «С конца 90-х подобных процессов в Ульяновской области не проводилось — ни по массовости, ни по масштабу. В уголовном деле около 400 томов, только обвинительное заключение читать будут несколько недель».
Специально для процесса в Засвияжском райсуде выделили помещение в сто квадратных метров. Фигуранты расположились на лавках — под стражей находится только один из них, осужденный два года назад по другому уголовному делу. Вести фото- и видеосъемку судья Галина Сошкина не разрешила.
Перейти сегодня к оглашению обвинения не удалось: по состоянию здоровья отсутствовали сразу три фигуранта. Адвокат Ольга Лебедева озаботилась самочувствием остальных и заявила ходатайство о том, чтобы суд подыскал другое помещение для заседаний, а до тех пор поставил процесс на паузу — иначе высок риск заразиться коронавирусом. Лебедева указывает, что нынешний зал не может обеспечить соблюдение социальной дистанции, в нем нет положенного оборудования, которое сократило бы риск заражения.
«Мы сидим как в трамвае в часы пик. Это чревато возможностью заболеть. Условия абсолютно неприемлемые», — рассказала 73online.ru Ольга Лебедева уже после заседания. По ее словам, когда процесс стартовал 26 февраля, в зале присутствовало 73 человека — даже выделенных судом 100 «квадратов» не хватает, чтобы обеспечить безопасность такого количества участников. «У нас есть кинотеатры, другие организации, где можно проводить выездные заседания, есть возможность видеоконференцсвязи — сколько угодно вариантов. Эта обязанность лежит на суде. Я заболеть коронавирусом не хочу», — заявила Лебедева.
Судья Галина Сошкина спросила у присутствующих на заседании, все ли поддерживают ходатайство. Хор из нескольких десятков голосов ответил утвердительно. Сошкина приобщила документ к материалам дела, но решила продолжить процесс в родном здании. «Площадь зала составляет 101 квадратный метр, это самый большой в Ульяновской области, ни в каком другом [суде] большего нет. Рассмотреть вопрос о проведении заседаний в других зданиях не представляется возможным, так как один из подсудимых отбывает наказание под стражей», — аргументировала судья.
В следующий раз участники встретятся 29 марта. Напомним, подсудимых в зависимости от роли обвиняют в страховом мошенничестве (статья 159.5 УК РФ), а также в организации либо участии в преступном сообществе (статья 210 УК РФ). Никто из фигурантов вины не признает. «На наш взгляд, статьи 210 здесь нет, — говорит адвокат Ирина Хутарева. — Она была притянута на основании того, что следствие вело дело более четырех лет. Чтобы обосновать такие сроки, статью уже в конце предъявили всем без исключения. У нас есть люди, которые друг друга даже не знают, а им вменяют преступное сообщество».
Защитники настраиваются на долгий процесс: по их мнению, он может затянуться на несколько лет.