Вице-премьер Денис Мантуров сделал знаковое заявление. По его словам, правительство единодушно приняло решение о переходе с рыночной промышленной политики к обеспечению технологического суверенитета. Это вызывает множество вопросов: не ожидается ли возврат к советским методам управления и планирования? как это отразится на промышленности, в частности, работе крупнейшего ульяновского госпредприятия «Авиастар»? Эксперты говорят, что государственное планирование к авиационной отрасли уже примеряют, а ульяновскому заводу следует готовиться к работе в три смены — ситуация с необходимостью импортозамещения сложилась бескомпромиссная.

Заместить и опередить западные компании

Минпромторг должен к осени разработать программу поддержки предприятий, обеспечивающих технологический суверенитет страны. Для них предусмотрят кредиты со ставкой до 7% годовых, льготные условия проведения научно-исследовательских и конструкторских работ, особый налоговый режим. Также помогут со спросом на продукцию и компенсируют скидки на первые партии, которые выйдут на рынок.

Что это значит для экономики? По мнению директора Центра исследования политических элит Института международных исследований МГИМО МИД России Евгения Минченко, есть три пути развития. Первый — делать то, что и раньше, но заявление Мантурова этот вариант с большой вероятностью исключает.

— Второй сценарий — Госплан в кубе, ставка на крупные компании с гоcучастием — по сути, госкапитализм. Третий вариант — попытка вложить государственные резервы в развитие экономики, в первую очередь в поддержку малого и среднего бизнеса. Этот вариант большинство экспертов считают оптимальным, — приводит «Взгляд» слова Минченко.

Политолог Марат Башаров в своем телеграм-канале отметил, что Россия создает модель «чеболей» или «дзайбацу» по примеру Южной Кореи или Японии: «Чтобы обеспечить технологический суверенитет, мы должны заниматься не импортозамещением, а импортоопережением, обеспечивая нашу технологическую независимость».

«Чеболь» — это южнокорейская форма финансово-промышленных групп — формально самостоятельные фирмы, которые находятся под единым административным и финансовым контролем. Примерно то же самое представляет собой «дзайбацу». В реальности это может означать образование конгломератов предприятий из разных сфер.

Авиастроение централизуется

Схожее решение уже приняли в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) госкорпорации «Ростех». В ноябре прошлого года к ПАО «Ил» присоединили воронежский авиазавод ВАСО, ульяновский «Авиастар-СП», а также подмосковный ЭМЗ им. Мясищева. Полномочия единоличного исполнительного органа общества в отношении самого ПАО «Ил» были переданы в ПАО «ОАК» (такими же полномочиями ОАК обладает в отношении центра дивизиона стратегической авиации ПАО «Туполев», включающего одноименное КБ в Москве и Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова).

1 июня было официально объявлено о том что компания «Сухой» и корпорация «МиГ» объединились с ОАК. Это было одобрено советом директоров корпорации в ноябре 2021 года, а в январе нынешнего года его поддержали акционеры всех трех компаний. Наконец, 8 июля в ОАК были переданы полномочия единоличного исполнительного органа Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева.

Что все это даст? Как отметил генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, ПАО «ОАК» становится операционной компанией, непосредственно управляющей производством и конструкторскими бюро, реализующей авиационные программы и разрабатывающей перспективную технику. Сегодня не время для конкуренции — уцелевшие КБ и авиапредприятия вместе будут работать над созданием чисто российских самолетов будущего, включая гибридные решения и беспилотные системы. И в этой компании одно из ключевых мест занимает «Авиастар-СП».

«Авиастару» стоит готовиться к работе в три смены

Будет ли введен Госплан в авиапроме?

— О создании «цифрового Госплана» действительно много говорили в последнее время. Складывается впечатление, что к авиационной отрасли государственное планирование уже примеряют. Комплексная программа, рассчитанная до 2030 года, включает прогнозы по пассажиропотоку, по выбытию из эксплуатации существующего флота, оценивает возможности авиапромышленности и потребности авиакомпаний в самолетах, вертолетах и двигателях. Следующим этапом, как ожидается, станет формирование консолидированного заказа на гражданскую авиатехнику. Однако я бы не утверждал, что уже озвученные механизмы планирования — это Госплан образца СССР, — считает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Эксперт уточняет, что относительно авиапрома и конкретно «Авиастара» цели уже обозначены.

— Это ориентир на приоритетное удовлетворение внутренних потребностей (благо, сейчас они очень велики, так как надо полностью заместить преимущественно иностранный парк самолетов), импортозамещение, технологическая независимость. Это означает, что объемы работ должны увеличиться кратно, а по каким-то показателям — на порядок. Следовательно, нужно больше рабочих рук, нужно готовиться к переходу на трехсменный график там, где это оправданно, и уже сейчас уделять внимание подготовке кадров, — поясняет Пантелеев.

«Авиастар» сейчас испытывает сильный дефицит кадров из-за высокой загрузки. Практически каждый день предприятие приглашает специалистов на работу. Требуются инженеры-программисты станков, слесари, токари, машинисты крана, авиационные техники, операторы станков с программным управлением, мастера производственного участка. Предлагается расширенный соцпакет, средняя зарплата — 55 000 рублей.

Разговоры об импортозамещении шли не первое десятилетие. Однако, как отмечает эксперт, в 2010-х годах и даже после 2014 года ситуация в стране была гораздо менее бескомпромиссной. Всем казалось, что работать не надо, потому что все можно купить за границей, а то, что купить нельзя, то не особо и нужно. В итоге многие проекты выполнялись с колоссальным сдвигом сроков, а некоторые и вовсе замораживались.

— Теперь же отступать, сдвигать сроки просто невозможно. Уверен, что рыночные подходы в промышленности останутся. Не на верхнем уровне, не на уровне крупнейших промышленных гигантов. Но всем же ясно, что планировать ширпотреб — это не задача государства. Так что считать самолеты можно и нужно. А вот планировать все, вплоть до зубных щеток и одежды, точно не стоит, — резюмирует Олег Пантелеев.

Виктория Чернышева