В Ульяновске есть улица 12 Сентября, названная в честь 12 сентября 1918 года, дня, в который части Красной армии освободили Симбирск от так называемых «белогвардейцев». Но прежде чем освободить, она должна была сдать город.

Впервые за 270 лет своей истории Симбирск, основанный как город-крепость в 1648 году, был захвачен врагом 22 июля 1918 года. То, чего не сумели легендарные казачьи атаманы, вожди крестьянских войн Степан Разин в 1670 году и Емельян Пугачев в 1774 году, добился 101 год назад убежденный монархист Владимир Оскарович Каппель (1883 – 1920). Так что по логике у нас должна быть и улица 22 Июля.

Многие десятилетия летние бои 1918 года в Среднем Поволжье считались формальным началом Гражданской войны в России. Именно после падения Симбирска Лев Троцкий, вождь №2 в молодом Советском государстве, провозгласил знаменитый лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!», и лично отправился командовать армией на театре военных действий.

Бронепоезд "Свобода или Смерть" на Симбирском мосту

8 июня 1918 года в Самаре, занятой частями взбунтовавшегося против большевиков Чехословацкого корпуса, было провозглашено первое в России антибольшевистское правительство, Комитет членов учредительного собрания, КОМУЧ. В плане политических идеалов «члены» мало отличались от большевиков: земля крестьянам, заводы рабочим, долой буржуев из банков и торговли! Свою армию они назвали Народной, и над рядами ее реяли красные знамена с лозунгом «Вся власть учредительному собранию!».

Ничтожные по численности отряды Народной армии рискнул возглавить офицер Генерального штаба подполковник В.О. Каппель (1883 – 1920). При поддержке закаленных в боях чехов народоармейцы стремительно занимали города. 17 июля 1918 года ударный сводный русско-чешский отряд (2 батальона пехоты, конный эскадрон, казачья сотня, 3 батареи) нанес разгром «красным» под Мелекессом и выступил в стремительный 150-километровый марш-бросок на Симбирск.

Бронепоезд "Свобода или Смерть", захваченный белочехами у Симбирска

- Советские власти в Симбирске не были готовы к обороне города, - вспоминал спустя годы старожил Всеволод Арнольд, живший на Московской (ныне Ленина) улице и заставший события 15-летним мальчишкой. - Белых ждали с Волги, пушки, стоявшие на Старом и Новом Венце, были повернуты жерлами к реке. Вечером 21 июля мы, я и сестра, играли в войну, я подбегал к жестяной коробке и ударял по ней палкой. Вдруг раздался далекий выстрел пушки, потом еще и еще. Живший у нас на квартире красный командир сказал маме, что ничего такого, это учебная стрельба.

Командир ошибался. Вскоре один из снарядов «воткнулся» в здание губернской типографии, совсем недалеко от дома, где проживали Арнольды – внушительная выбоина на стене сохраняется до нашего времени. Еще один попал в церковь при Симбирской мужской гимназии, повредив образ Казанской Божьей Матери, чья память отмечалась в этот день. «Белые», видимо, расчетливо стреляли по городу неразрывными «болванками», минимизируя разрушения, но вызывая панику среди обороняющихся. У «красных» был колоссальный перевес в численности и оснащении – бронепоезда, пушки, авиация, но не было ни нормального командования, ни мотивации.

Здание бывшей губернской типографии, в которое попал белогвардейский снаряд

Место попадания снаряда

Утром 22 июля 1918 года каппелевцы и белочехи с юга вошли в город. В.О. Каппель одержал блестящую победу. Атакующие потеряли убитыми четырех человек – двух чехов и двух народоармейцев. Их с помпой похоронили на городском кладбище. Победа «белых» вызвала всеобщее ликование. Сразу после захвата Симбирска за шесть часов из добровольцев-офицеров был сформирован и отправлен на позиции ударный батальон.

Торжественные похороны белогвардейцев после взятия Симбирска, июль 1918 года

Торжество победы было омрачено ужасом бессудных расправ над «большевиками». «Помню, как мы бегали смотреть двух убитых красноармейцев у дома Бокоунина на Московской. Молодые, у одного пуля прошла под глазом, из кармана выпало два кусочка сахара», - вспоминал В. Арнольд. Террор всегда есть признак слабости, и не случайно, что за 22 июля последовало 12 сентября…

Бывший дом Бокоунина на Московской (Ленина), перед которым лежали убитые красноармейцы

Иван Сивопляс