Рынок непродовольственного ритейла переживает не лучшие времена. Считавшиеся ранее успешными федеральные компании сужают зону присутствия в регионах, чтобы удержать позиции на рынке. Finn Flare, Сoncept Club, BAON, ALBA, MARIO MIKKE в 2020 году покинули Ульяновск. Эксперты говорят о том, что ритейлеры уходят в том числе из-за упертости арендодателей, не желающих снижать ставку.

Из ТРК "Аквамолл" в 2020 году ушли пять федеральных игроков, покинув и ульяновский рынок в целом. Причину закрытия магазинов представители собственника называть отказались, ссылаясь на защиту коммерческой информации двусторонним договором. Известно, что все ушедшие бренды были заменены другими федеральными игроками.

Речь идет о закрытии следующих магазинов. Так, из Ульяновска ушел бренд финской одежды Finn Flare, насчитывающий 150 точек в России. По информации 73online.ru, магазин был нерентабельным: стоимость пуховиков достигала 30 тысяч рублей без учета скидок, и цены оказались горожанам не по зубам. На фоне падения в 2020 году онлайн-продаж на 29% и, соответственно, доходов, компания сократила число магазинов и отказалась от ведения бизнеса в нашем регионе.

Магазин одежды невысокого ценового сегмента Concept Club съехал из "Аквамолла" в 2020 году. Во время кризиса спрос на продукцию бренда рос, но подвело плохое качество тканей и лекала моделей, которые подходили далеко не всем. Сейчас одежду можно купить в интернет-магазине с доставкой.

Розничная сети салонов мужской и женской обуви Mario Mikke насчитывала более 100 магазинов по стране, существовала на рынке с 1998 года. В ТРК "Аквамолл" магазин несколько лет арендовал площадь в 300 кв.м. Ассортимент состоял из брендов совместного производства России и Турции, представленных в среднем ценовом сегменте, а также премиальных изделий под собственной маркой Mario Mikke. С августа 2020 года, когда трафик был все еще на 15–20% ниже доковидного уровня, торговые точки Mario Mikke начали закрываться по всей стране. Компания перестала вести социальные сети, не работает официальный сайт.

Также площади "Аквамолла" в 2020 году покинули бутик одежды шведской торговой марки BAON (представлена в 39 городах России, а также Беларуси) и обувной магазин ALBA (создатель — бизнесмен Александр Байер, позже сеть выкуплена компанией Zenden Group).

Гендиректор торговых центров "Версаль", "Амарант" и "Оптимус" Светлана Котельникова (бизнес принадлежит депутату ЗСО Артуру Котельникову, ее мужу - прим. ред.) говорит, что экономический кризис начался гораздо раньше пандемии коронавируса — в 2019 году. Ульяновцы перешли на покупки первой необходимости: тратили деньги на лекарства и продукты. В связи с этим собственник бизнеса провел реновацию среди своих арендаторов и сделал ставку на размещение продуктовых сетей.

Так, ТЦ "Амарант" покинул магазин трикотажной одежды "Тамбовчанка" — российский бренд невысокого ценового сегмента. Также площади освободил обувной ритейлер Zenden. Их места заняли продовольственные сети — всем известная "Пятёрочка" и магазин здорового питания из более дорогого сегмента "ВкусВилл". Выбывшие арендаторы поменяли локацию и разместились в других торговых точках. Из-за снизившейся вследствие кризиса покупательной способности населения и падении интереса к предметам роскоши из ТРЦ "Версаль" ушел салон верхней одежды "Мехамания".

Аналитик, генеральный директор консалтинговой группы DSTS.biz Дмитрий Цибизов считает, что сегодня до 25% федеральных брендов уходит из торговых центров в онлайн-продажи. В 2021 году тренд продолжится, до половины участников рынка покинет шоу-румы.

По словам эксперта, роль сыграли снижение покупательского спроса в денежном эквиваленте, а также взлет доллара — для тех, кто продает иностранные бренды. "Люди потеряли работу во время пандемии, премиальный сегмент теперь не все могут себе позволить. Тренды потребления меняются на средний класс: население отказывается от дорогостоящих дубленок, шуб, ювелирных изделий. Можно купить качественную верхнюю одежду в 10 раз дешевле", — говорит Цибизов.

По словам эксперта, собственники торговых центров упираются и не торопятся снижать аренду, несмотря на снижение доходов владельцев магазинов. По этой причине федеральные бренды освобождают площади и уже не хотят возвращаться в офлайн, успешно торгуя через собственные интернет-магазины и другие площадки вроде OZON или Wildberries. "Сегодня гораздо проще торговать по конкретному запросу, а не в шоу-руме, который давно превратился в своего рода выставку товаров. Покупатель нередко приходит в торговые центры поглазеть, но покупку совершает в интернете, где чаще всего стоимость ниже", — добавил аналитик.

Дарья Косаринова