Басманный суд 20 января отправил на месяц в СИЗО совладельца инзенского Диатомового комбината Евгения Никифорова. Его обвиняют в особо крупном мошенничестве. Следствие ходатайствовало о заключении бизнесмена под стражу из-за нарушения им подписки о невыезде. Защита Никифорова говорит, что поводом стала неявка предпринимателя на следственные действия — но он не мог в них участвовать, потому что лечился после перенесенного коронавируса. Адвокаты не согласны с решением суда и намерены обжаловать его.

Евгения Никифорова задержали на днях в Москве. Поручение давал лично руководитель регионального следственного управления СКР Сергей Михайлов, сообщили в ведомстве. «В ходе совместных мероприятий следователей и ГУЭБИПК МВД России обвиняемый задержан в связи с нарушением им ранее избранной меры пресечения», — сообщил представитель регионального Следкома Евгений Словцов.

20 января в Басманном суде Евгению Никифорову избирали новую меру, следователь просил о заключении под стражу. В ходатайстве было указано, что бизнесмен нарушил подписку о невыезде, потому что не явился 18 декабря для проведения следственных действий.

Адвокат Никифорова Константин Колосков говорит, что его подзащитный не смог присутствовать из-за того, что долечивался после перенесенного коронавируса — и следствие об этом извещали. В октябре-декабре бизнесмен находился в больнице с COVID-19, диагноз был осложнен пневмонией. Выписался предприниматель в начале декабря с 25%-ным поражением легких и должен был долечиваться дома. Когда пришла повестка о вызове на следственные действия, адвокат написал письмо в СК и сообщил о том, что его подзащитный явиться не может. В декабре и январе больше никаких документов от следствия не приходило — а потом Никифорова задержали.

По словам Константина Колоскова, адвокаты просили об отсрочке заседания по избранию меры пресечения, чтобы успеть доставить из Ульяновска необходимые документы, но им отказали. Вчера в суде защита указывала на состояние здоровья Евгения Никифорова, а также на то, что вменяемые ему действия относятся к сфере предпринимательской деятельности — а уголовно-процессуальный кодекс в таких случаях запрещает заключение под стражу. Адвокаты предлагали две альтернативы: залог, сумму которого определит сам судья, либо запрет определенных действий. Однако суд постановил арестовать Никифорова до 21 февраля. «Мы глубоко не согласны и будем обжаловать решение», — говорит Колосков.

По информации 73online.ru, Никифоров будет находиться в СИЗО-7 в Москве на улице Верхние Поля.

Напомним, в 2017 году в отношении Евгения Никифорова возбудили уголовное дело о мошенничестве при исполнении контрактов с Минобрнауки РФ. Якобы он получил государственные деньги на проведение научной работы, но потратил их не по назначению. Сумма вменяемого ему ущерба, по информации следствия, — более 140 миллионов рублей. Сам Никифоров заявлял, что материалы дела сфальсифицированы.

В январе прошлого года диатомовое дело из управления МВД было передано в следственный комитет. По информации портала, в материалах дела 70 томов, а обвиняемого предпринимателя защищают несколько адвокатов.

Согласно данным kartoteka.ru Евгению Никифорову в ООО "Диатомовый комбинат" принадлежит доля в 31%. Еще 47% — у оффшорной компании "Карвальо Энтерпрайзес ЛТД", оставшиеся 22% — у ликвидированного банкротного ООО "Завод минеральных порошков "Диамикс". Несколько лет назад предприятие считалось крупнейшей российской компанией и второй в Европе по производству продукции из диатомита, которая до сих пор поставляется в Швецию, Англию, Францию, Чехию, Польшу и Китай. В декабре 2013 года по заявлению ООО "Горнодобывающая компания "Недра Поволжья" была объявлена процедура банкротства диатомового комбината, а в марте 2015 года открыто конкурсное производство.

Андрей Семёнов