155 лет назад, в конце февраля 1865 года, к исполнению своих обязанностей приступил симбирский губернатор, действительный статский советник, штатский генерал-майор, камергер Высочайшего двора барон Иван Осипович Велио (1830 – 1899). Это был 22-й в истории начальник Симбирской губернии – и первый, среди всего троих, кто удостоился от горожан звания почетного гражданина города Симбирска.

Внук придворного банкира, сын генерала от кавалерии Иван Осипович окончил знаменитый Александровский лицей и в 14 лет поступил на государственную службу титулярным советником, штатским лейтенантом, в Министерство иностранных дел. Семнадцать лет барон Велио отдал дипломатии, дослужившись до старшего секретаря Российской миссии в Брюсселе.

Однако с 1861 года дипломатические таланты барона оказались востребованы в России. В стране, отменившей крепостное право, происходило бурление умов. Недовольство действиями верховной власти выражала её главная опора - дворянство. Следствием стала массированная отставка губернаторов, подпавших, по мнению императора Александра II, под влияние «помещичьих партий». С 1861-го по 1863 год Иван Осипович успел послужить в Херсоне, в Бессарабии, градоначальником в Одессе. Он «всегда был безукоризненно честен, добивался введения лучших порядков и преследовал злоупотребления. Его упрекали лишь в некоторой грубости форм при отношениях с подчиненными».

Подорожная барона Велио от Одессы до Симбирска. 1865 год

И вот барона Велио направили «разруливать» ситуацию в Симбирск, выгоревший в августе 1864 года. Здесь полыхали нешуточные распри. Дворянам и чиновникам было легче других – каждый из них получил пособие в размере годового жалованья. Дворянство обвиняло в расхищении пособий для погорельцев городского голову купца Александра Зотова, который оказался под следствием.

Барон Велио быстро и решительно утихомирил ситуацию. С оболганного Зотова были сняты обвинения, и городской голова стал ближайшим сотрудником начальника губернии в деле возрождения Симбирска. Старожилам запомнилось, как Иван Осипович, едва начинало брезжить солнце, являлся к квартире губернского архитектора, старика Белоусова, тростью стучал в ставень – и скоро они вместе отправлялись ревизовать многочисленные стройки.

Работы по восстановлению Симбирска после пожара на Большой Саратовской улице, 1865 год

«Симбирск заметно поправляется после прошлогоднего пожара. Вместе с возобновлением города изменилась и его физиономия: на живых торговых улицах явились дома лучше, чем даже до пожара. Из казенных и общественных домов уже отстраиваются гимназия, Дворянское собрание и дом Елизаветинского училища», - сообщали «Симбирские губернские ведомости» в сентябре 1865 года. До чего у барона так и не дошли руки, это до реставрации Губернаторского дома. Он квартировал в частном доме дворян Бычковых по Спасской улице, одном из немногих пощажённом огнём.

На переднем плане - дом Бычковых, резиденция симбирских губернаторов в 1865-1869 годах

Именно Иван Осипович предложил благоустроить Новый Венец – скоро полторы сотни лет это любимое место отдыха горожан. Из собственного кармана барон то и дело доплачивал суммы, которых не хватало у городской думы для расчета с подрядчиками – например, 253 рубля 09 копеек за шоссирование Тихвинского спуска.

Даже в официальных бумагах Иван Осипович являл красноречие и юмор: «Большая площадь города Буинска могла бы служить украшением его, но значительная часть ея обезображена невысыхающими лужами. Я ожидал, что после указаний, сделанных в прошлую ревизию, площадь будет приведена в порядок, но, как видно, городскому управлению весьма трудно расстаться с таким драгоценным наследством».

И тут 36-летний холостяк увлёкся 24-летней симбирской дворянкой Екатериной Петровной Бестужевой. Молодая женщина была замужем и имела в обществе не лучшую репутацию: «беспутная Катеринища» называли её современники. Но тут дворянское общество рьяно взялось защищать «чистоту нравов», понятное дело, стремясь избавиться от слишком уж деятельного и нелицеприятного губернского начальника.

В конце октября 1866 года Иван Осипович вынужден был покинуть Симбирск. 2 декабря император Александр II назначил барона Велио директором департамента полиции МВД. В феврале 1867 года государь утвердил стипендию имени барона Велио при Симбирской Мариинской гимназии и самого барона в звании почетного гражданина Симбирска. А в мае 1867 года в Симбирске у дворянки Екатерины Бестужевой родился сын Александр. Младенца, охраняя родовую честь, выдал за собственное чадо гвардейский ротмистр Алексей Каханов, родной брат «Катеринищи». Но симбиряне уверяли, что Александр Каханов «очень напоминал барона; в особенности рост и нос обличают в нем «грехи» матушки и баронское потомство». К добавлению сходства, Александр Каханов успел послужить губернатором в одном из западных краев Империи.

В 1868 году барон Велио возглавил почтовый департамент МВД и в несколько лет сумел блестяще реформировать почтовое дело в России. Почта на дом, открытки, почтовые ящики – всё это «наследие» Ивана Осиповича.

Иван Сивопляс

Главное фото: симбирский губернатор барон Иван Осипович Велио