В России одобряют все меньше и меньше автокредитов. По мнению участников рынка, это связано с двумя факторами. Первый — увеличение процентных ставок по всем кредитным продуктам после повышения Банком России ключевой ставки. Второй — рост среднего размера суммы автокредита из-за удорожания самих автомобилей. Вкупе это приводит к тому, что размер платежей стал непосильным и, по сути, заградительным для большинства потенциальных заемщиков. О том, как дальше будет развиваться рынок автокредитования, в материале 73online.

По итогам 2021 года продажи автокредитов на российском рынке превысили рекордные 1,1 трлн рублей, что почти в 1,5 раза выше результата 2020 года.

В феврале 2022 года, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), было выдано 70,4 тысячи автокредитов (на новые автомобили и с пробегом). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных кредитов на покупку машин сократилось на 5,4% (в феврале 2021 года – 74,5 тысячи).

— Общее сокращение выдачи автокредитов стало следствием не столько ухудшения экономической ситуации в конце февраля текущего года, сколько продолжающегося дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним, — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Средний размер автокредита составил рекордные 1,35 млн руб. Это на 4,8% больше, чем было зафиксировано в предыдущем месяце (в январе 2022 года – 1,29 млн руб.) и на 37,5% больше, чем в феврале прошлого года (0,98 млн руб.) «Средний чек выданных автокредитов непрерывно растет с весны прошлого года на фоне некоторого сокращения количества кредитов. Это объясняется длящимся более года дефицитом новых автомобилей в российских автосалонах, а также все более консервативной кредитной политикой банков. Влияние новых санкций на ситуацию в феврале еще не «вызрело» и серьезной роли пока не сыграло. Но уже в ближайшие месяцы этот фактор станет определяющим для кредитного рынка, в том числе по причине серьезного роста ставок. Скорее всего, мы увидим сокращение выдач, сравнимое по масштабам с «карантинным» падением», — поясняет Волков.

В первой половине марта одобрение заявок на автокредиты опустилось до рекордно низкого значения — 10%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные НБКИ.

По мнению участников рынка, это связанно с ростом процентных ставок по всем кредитным продуктам, ужесточением банковского скоринга, снижением платежеспособности населения и ростом цен на автомобили в целом.

Какие ставки по автокредитам предлагают банки

Мы рассмотрели ставки в банках Ульяновска по программам автокредитования.

Программы автокредитования банков, работающих на территории Ульяновской области*

* в таблице приведены ставки некоторых банков Ульяновска

Однако, как сообщили сразу в нескольких дилерских центрах, реально одобряемые ставки несколько выше заявляемых банками и варьируются в пределах 25 и даже 30% в зависимости от автомобиля.

Еще одна причина роста среднего размера суммы автокредита — повышение цен на сами автомобили. В результате размер платежей стал непосильным для большинства клиентов. «Люди просто не видят смысла переплачивать за автомобиль, ведь необходимость несколько лет платить проценты по кредиту сделает купленную машину «золотой», — говорит директор консалтинговой группы «ДСТС Бизнес» Дмитрий Цибизов. Он также отмечает, что сокращение объемов выдачи кредитов связано с ужесточением требований к заемщикам. «Банки понимают, что клиенты нерационально оценивают свои возможности по уплате кредита, люди не разбираются в финансовой грамотности, не имеют так называемой «подушки безопасности», которая сможет выручить в случае сокращения заработка или потери работы. Поэтому банки проводят более детальный анализ и дольше рассматривают заявки», — отмечает эксперт.

Стабилизация сегмента может занять от нескольких месяцев до полугода. Эксперты надеются, что ситуация на рынке урегулируется ближе к лету. «Как только игроки банковского рынка поймут, что положение стабилизировалось надолго, а не временно, то ставки, в том числе по автокредитам, будут снижаться. Это важно прежде всего и для самих организаций», — прогнозирует председатель правления Ассоциации российских банков Олег Скворцов.

Рост цен на авто продолжится. Ждать ли помощи властей?

По данным аналитиков «АВТОСТАТА», рынок продаж новых легковых автомобилей в феврале упал на 12% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что тоже не способствовало сдерживанию уровня цен на автомобили в регионе. Только за первые две недели марта цена машин увеличилась на 20-30%. Аналитики говорят, что авторынок замер в напряженном ожидании: ни дилеры, ни дистрибьюторы не понимают, как выстраивать ценовую политику в нынешних условиях. «Не все автопроизводители закрывают производства, но у многих есть проблемы с компонентами, из-за этого некоторые даже не понимают, по какой цене продавать», — подтверждает Скворцов.

По мнению Цибизова, рост цен на автомобили продолжится, как и их дефицит, поскольку власти вряд ли смогут быстро применить какие-либо регулирующие инструменты на этот сегмент. «Помимо того, что сейчас на рынке есть кризис полупроводников, добавляется к этому еще и закрытие ряда автоконцернов. Поэтому объем предложений на рынке уменьшиться, а рост цен продолжится. Ситуация нормализуется, когда политический конфликт будет урегулирован. Люди ждут какого-то решения от властей, чтобы они повлияли на цены, но реальных рычагов воздействия на такие сегменты, как авторынок, пока не наблюдается», — отмечает Цибизов.

Сейчас многие клиенты банков надеются на кредиты с господдрежкой, при которой власти субсидируют процентную ставку. Однако глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что госпрограммы поддержания спроса на российские автомобили — льготного автокредитования и лизинга — возобновлять нецелесообразно. «Наверное, пока до конца не выстроится цепочка логистики и ритмично не начнется производство автомобилей, смысла запускать эту программу нет», — сообщил он.

Не стоит ожидать и новых акций и спецпредложений от самих банков и дилеров. Аналитики говорят, что для банков важны другие сегменты, автокредиты пока не актуальны, поскольку на фоне дефицита спрос на машины и так есть — нет необходимости его стимулировать. «Дилеры же больше делают акцент на акции своих сервисов, чтобы заработать, например, на замене комплектующих, масла и прочего», — рассказывает Цибизов.

По оценкам экспертов, автокредитование для граждан станет доступно только тогда, когда станет больше автомобилей на рынке, соответственно, цены снизятся. Специалисты поясняют: сейчас есть спрос, но нет предложений, как только начнется обратный процесс, можно будет приобрести автомобиль по доступной стоимости.

Рынок переориентируется на вторичное авто?

Участники рынка говорят, что на фоне наблюдающегося дефицита новых автомобилей и роста цен на них спрос клиентов сместился в сторону кредитов на подержанные машины: «Падение реальных доходов населения продолжится, что приведет к переориентации на более дешевые варианты».

— В силу продолжающегося дефицита комплектующих, введенных санкций, рынок переориентируется на выпуск отечественных автомобилей, возможно, что-то останется от корейских производителей. Что касается первичного рынка отечественного автопрома, то вполне могут появиться программы государственной поддержки. Но сейчас будет развиваться рынок вторичного авто, здесь цены значительно меньше, — комментирует Скворцов.

— По нашей статистике, на покупку автомобилей с пробегом даже до кризиса приходилось 54% сделок. Происходит так по нескольким причинам: выбор моделей и марок гораздо шире на вторичном рынке, можно купить более престижную марку авто по приемлемой цене, получить значительно лучшую комплектацию за те же деньги, — отметила гендиректор «Гринфинанс» Наталья Абдулаева.

Согласен с ней и Дмитрий Цибизов. По его словам, сейчас б/у автомобили быстро скупают, а количество объявлений о продаже, наоборот, сокращается: «Машина — не главная нужда у граждан, они предпочитают ездить на старом автомобиле. Тем более дилеры пытаются настраивать продажи именно подержанных автомобилей». Однако в дилерском центре «Взлет» предостерегают: машины со вторичного рынка дороже обходятся в ремонте, да и цены на различные запчасти выросли в 3-4 раза.

Изменения, которые сейчас происходят в сегменте автокредитования и в целом на рынке авто могут подстегнуть развитие альтернативных инструментов продаж, например, лизинга для физических лиц. Если клиент закредитован, то в оформлении займа на машину его могут ограничить, а вот в лизинг автомобиль дадут. Во втором случае нужно гораздо меньше документов, требования к клиенту мягче по сравнению с теми, которые предъявляют к заемщикам банки. Однако процентная ставка при лизинге, как правило, выше. «Лизинговые компании с большим удовольствием работают с физическими лицами и финансируют приобретение авто с пробегом, а процедура приобретения максимально упрощена», — подтверждает Абдулаева.

Цибизов, напротив, считает, что лизинг гражданам не особо понятен и удобен, тем более по нему высокая переплата. «Однако он всегда имел спрос, для кого-то он действительно станет альтернативой», — считает эксперт.

Отвечая на вопрос, стоит ли сейчас пытаться взять кредит, эксперты единодушно говорят о том, что лучше отложить этот вопрос до лета, поскольку в ближайшие месяцы в сегменте автокредитования вряд ли произойдут какие-то положительные изменения. При этом они подчеркивают, что в любом случае при покупке автомобиля в кредит гражданам стоит реально оценивать свои возможности по его погашению, а при выборе — учитывать все нюансы первичного и вторичного рынков.

Марина Иванникова