Золотой век айтишников подошел к концу: программистам и разработчикам режут зарплаты, а вместо дистанционки все чаще предлагают работу из офиса. Выбирать места «пожирнее» пока еще могут самые квалифицированные и опытные специалисты, но таких в Ульяновске найти трудно. Как оценивают реалии ИТ-сферы игроки рынка — в материале 73online.ru.

Общий оборот — миллиардный

По словам исполнительного директора Фонда развития информационных технологий Ульяновской области Сергея Горлова, в регионе сейчас действуют 1563 ИТ-организации. Работают в отрасли почти 7,5 тыс. человек на 6% выше уровня 2024 года за аналогичный период. 156 ИТ-компаний имеют аккредитацию в Минцифры России (в 2019 году было 117) она позволяет претендовать на господдержку. На Ульяновскую область приходится порядка 10% от совокупного оборота всех российских софтверных компаний (свыше 10 млрд руб.)

— Региональная ИТ-отрасль демонстрирует стремительный рост в финансово-экономических показателях, а деятельность наших ИТ-компаний получила признание как в России, так и за её пределами. Многие ульяновские компании имеют филиалы в различных городах России и за рубежом. Их позиции в окружных, всероссийских и международных рейтингах занимают лидирующие места (Рунет, Раекс, Тэглайн), — говорит Горлов.
О достижениях ульяновских компаний:

Напомним, за прошлый год ульяновские компании заплатили 2,16 млрд рублей налогов.

Меняются правила рынка

Несмотря на общее развитие отрасли, кадровые тренды внутри ИТ-сферы наметились не радужные.

Во-первых, сокращается количество вакансий. За девять месяцев 2025 года в Ульяновской области было открыто 310 вакансий для программистов и разработчиков. Снижение составило 44% по сравнению с тем же периодом 2024 года, когда было открыто 550 вакансий, рассказала менеджер по связям с общественностью hh.ru Поволжье Ирина Егорова.

Во-вторых, компании стремятся нанимать опытных специалистов за меньшие деньги. Причем хотят видеть сотрудников в офисе — эпоха дистанционной работы заканчивается.

По словам бизнес-партнера по персоналу Nord Clan Натальи Филипповой, большинство вакансий появляются из-за необходимости заменить дорогих сотрудников на не менее опытных, но более дешевых:

— Это не новые вакансии, а существующие, но с измененной зарплатой и условиями работы в офисе. Работодатели стремятся оптимизировать бюджет, так как продавать стало гораздо сложнее. Что касается джунов*, возвращение в офис снова делает их обучение возможным, ведь на удаленке работать с джунами гораздо сложнее.

*«Джуны» в ИТ-сфере — начинающие специалисты, «мидлы» — специалисты со средним уровнем опыта, «сеньоры» — наиболее опытные специалисты.

Зарплаты предлагают без космического роста.

По мнению экспертов, в ковидные времена рынок был перегрет, отмечалась серьезная конкуренция из-за того, что федеральные компании начали создавать свои ИТ-департаменты; цифровизация вошла во все сферы жизни. Кадровые вопросы закрывали с помощью большого рубля.
Почему айтишникам предлагали большие зарплаты:

Директор АНО «Ульск.ИТ», председатель оргкомитета международной IT-конференции ULCAMP Илья Валкин отмечает: часть компаний зарплаты не индексирует, другие организации повышают их на уровень инфляции.

— Дикий рост зарплат — пройденный этап. Только сеньоры, которые закрывают многие задачи, могут рассчитывать на серьезное повышение. А ими могут стать не все в меру своих способностей. Некоторые называют себя сеньорами, но по факту такими не являются, — говорит Валкин.

Основатель «Адвантшоп», «Стачки» и «Инженерки» Камиль Калимуллин рассказывает, что некоторые компании решаются и на понижение оплаты труда:

Зарплаты падают. Не буду называть компанию, но там просто пришли и сказали: «Ребята, у кого зарплата больше вот этой цифры, увольняемся или опускаемся до этой цифры».

Тем не менее, пока предложения работодателей превышают зарплатные ожидания соискателей, подчеркивает менеджер по связям с общественностью hh.ru Поволжье Ирина Егорова.

По данным hh.ru

Кто востребован

Эксперты отмечают перекос на рынке труда: ряд опытных специалистов в дефиците, к другим же интерес у работодателей угасает. Как рассказал Камиль Калимуллин, объёмы заказов сокращаются, людей увольняют.

Это связано и с экономическими условиями, и с банковской ставкой. Правила задают теперь работодатели, а не специалисты. Кто-то становится меньше востребован. За 20 лет моей работы такого никогда не было, но сейчас на сайтах вакансий можно найти резюме разработчиков. А работодатели ищут маркетологов; ребят, которые занимаются внутренними системами, — сказал он.

О нехватке узких специалистов говорит основатель ITECH.group Александр Щербина:

— Со своей позиции я вижу, что не хватает хороших аккаунт-менеджеров, аналитиков, продакт-оунеров, специалистов по машинному обучению и внедрению ИИ с опытом. Сейчас у всех профессионалов, кстати, не только в ИТ, обязательный навык — умение использовать инструменты ИИ в своей работе и гибкость.

Хотя, по словам собеседников портала, с выращиванием новых кадров со школьной скамьи проблем нет: открываются ИТ-кубы, есть различные курсы программирования, робототехники, сотрудничество с вузами и программы стажировок.

А где же сеньоры?

Рассчитывать на сверхъестественные условия айтишникам теперь не приходится: хорошая корпоративная культура, достойная, но без заоблачных цифр зарплата, интересные проекты, возможность роста и профессионалы вокруг — вот базовый набор. Соглашаться на него готовы не все — опытные спецы, знающие себе цену, по-прежнему избирательны в выборе. Найти их в небольшом городе бывает непросто.

— Сеньоры — люди уже обеспеченные, обычно среднего возраста и старше. У многих из них семьи, дети, и они хотят дать близким лучшее образование, медицину, досуг и комфортную жизнь, — объясняет миграцию профессионалов Валкин.

Фото на главной сгенерировано нейросетью

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Вера Меркулова