Несколько месяцев стремительно растут цены на автомобили. Некоторые марки дорожают сразу на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, ослабления курса рубля и общей нестабильности. Сейчас ситуация постепенно исправляется, но прогнозы экспертов противоречивы: одни ожидают падения объемов продаж, другие — положительной динамики. Сходятся автодилеры в одном: 2021 год будет непростым, а рост цен продолжится и составит около 20%.

Пандемия серьезно повлияла на все сферы нашей жизни. Не стал исключением и рынок легковых авто. По оценкам экспертов, последствия карантина будут отражаться на нем как минимум до конца года. В апреле 2020 года из-за ограничительных мер дилерские центры были «отрезаны от клиентов», и несмотря на то, что большинство подстроилось под новые реалии и задействовало онлайн-инструменты (бронирование, одобрение кредита и покупку с доставкой к дому), продажи значительно сократились. По данным «Автостат Инфо», за апрель прошлого года российскими дилерами было продано всего 53,3 тысячи автомобилей, что на 64,4% ниже, чем в апреле 2019 года.

За время кризиса на российском авторынке сформировался весьма внушительный отложенный спрос, и к осени эксперты все чаще стали говорить о дефиците машин, причем абсолютно во всех сегментах — от бюджетных до премиальных. Многие брали кредиты, чтобы купить автомобиль: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры.

«Из-за пандемии многие автоконцерны не выполнили план производства, поэтому поставили нам машин меньше, чем было предусмотрено контрактами. Мы не выполняем план продаж из-за нехватки продукции», — рассказывает гендиректор компании «Авторай» Владимир Набатов.

Директор дилерского центра Škoda и Volkswagen «Мотом» Владислав Ларионов считает, что интерес к новым автомобилям подогревался еще и нестабильной ситуацией на фондовом рынке, а также ростом цен: «Люди избавлялись от рубля, который стремительно ослабевал, и старались купить машины до того, как они станут еще дороже, рассчитывая, что вложения станут хорошей инвестицией». Как отмечает эксперт, такие расчеты вполне оправданы, поскольку рост цен и нехватка новых машин у дилеров вызвала повышенный спрос и рост стоимости на вторичном рынке: «Все мы знаем, что когда покупаешь автомобиль в дилерском центре, он за год теряет порядка 15% стоимости. Сейчас мы столкнулись с тем, что люди, которые приобретали машины в 2014-2018 годах, могут сегодня продать их за бóльшую цену. И такая тенденция, вероятнее всего, будет продолжаться».

Ажиотажный спрос в совокупности с сокращением объёмов производства автоконцернов привел к дефициту предложения, который до сих пор присутствует на рынке. По оценкам экспертов, его вряд ли удастся сократить до конца этого года. «Сейчас поставки постепенно возобновляются, однако поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон и забрать нужную модель в нужном цвете и комплектации. Интерес к покупке по-прежнему подогрет ожиданиями дальнейшего роста цен на фоне колебаний российской валюты. До середины 2021 года объемы складских запасов кардинально не изменятся, это означает, что баланс спроса и предложения будет похож на четвертый квартал 2020 года», — говорит руководитель дилерского центра Hyundai «Мотом» Сергей Дементьев.

Участники рынка рассказывают, что некоторые продавцы стали диктовать потребителям свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением КАСКО в салоне, либо только с обязательным набором дорогостоящих дополнительных опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно идут на уступки.

По оценке оценке «Автостата», в 2020 году в Ульяновске продали около 6,7 тысячи автомобилей, что на 7,6% меньше, чем в 2019, на что также повлиял дефицит предложения. Среди марочных предпочтений у ульяновцев на первом месте оказалась Lada, на втором – Kia, на третьем еще один «кореец» Hyundai. В пятерку самых популярных на местном авторынке вошли также Renault и Toyota. Отметим, что из премиальных брендов в регионе представлен только Mercedes-Benz, который занимает минимальную долю рынка.


Самыми популярными моделями остаются LADA Granta, LADA Vesta и KIA Rio. Значительно вырос спрос на Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Toyota RAV4.

Представители дилерских центров отметили, что в 2020 году рост цен на новые легковые автомобили составил 10% — и это не предел, машины продолжат дорожать и в 2021 году. «Подорожание автомобилей — неизбежный процесс, ведь даже в машинах отечественного производства значительная доля иностранных комплектующих. Девальвация рубля по отношению к доллару продолжится, поэтому мы увидим дальнейшее повышение стоимости машин», — говорит гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.

Как пояснял ранее президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Вячеслав Зубарев, из-за курсовой разницы производители продавали машины по заниженной стоимости по сравнению с ценой в долларах и евро, поскольку в прошлом году резко повысить цены в рублях компании не смогли — это отпугнуло бы покупателей. «За 2020 год рубль потерял порядка 30% к евро. Понятно, что производители не могут работать в убыток долгое время и поэтому продолжится рост цен, чтобы компенсировать убытки прошлого периода», — говорил президент РОАД.

По оценке «Автостата», в 2021 году увеличение средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%. Что же касается объема продаж, то тут экспертные мнения разошлись. Директор «Тойота Центр Ульяновск» Денис Копенков ожидает в текущем году только позитивных изменений. Аналитики «Автостата» в свою очередь говорят о том, что роста продаж ждать не стоит, и прогнозируют спад от 5 до 12%.


Владислав Ларионов также уверен в общем падении рынка в 2021 году: «Это связано с тем, что в четвертом квартале 2020 года был сильно увеличен покупательский спрос, в автоиндустрии это называют «подарок рынка», и первый квартал несколько слабее, чем годом ранее». С ним согласен Владимир Набатов: «В самом оптимистичном варианте продажи останутся на уровне 2020 года».

При этом участники рынка сходятся во мнении, что единственный сегмент, где можно ожидать хоть какого-то роста — продажи китайских авто. Это обусловлено их невысокой ценой при приемлемом качестве сборки. Гипотезу экспертов подтверждает и статистика. По данным аналитического центра «Автостат», именно «китайцы» оказались одними из немногих марок, продажи по которым не только не упали, но и заметно подросли. Так, за прошлый год на российском рынке новых автомобилей в общей сложности было реализовано 57,2 тысячи машин китайских марок, это на 43% больше, чем в 2019 году. Вследствие этого доля «китайцев» за год заметно увеличилась — с 2,3% до 3,6%.

Анна Ежова