«Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — документальная книга российского журналиста Роберта Гараева о казанском феномене уличных банд, впервые опубликованная в 2020 году. Несмотря на чистую документалистику, она легла в основу набравшего популярность сегодня сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». 73online.ru продолжает разбор казанского феномена. Участник группировки из Ульяновска в книге на условиях анонимности рассказывает, как «шелуха» выживает в нашем регионе сегодня.
Мы прочитали книгу Роберта Гараева (издательство Individuum). Считается, что это детальное и правдивое исследование того, что из себя представляли «пацаны» с их «детскими играми перестройки».
Фото: ВКонтакте Роберта Гараева
Журналист Гараев, кажется, хорошо знаком с тем, о чем пишет. За 30 лет до выхода документалки он сам «пришился» к улице и ходил с группировкой «Низы» в 1989–1991 годах. Его голос звучит в книге наравне со всеми остальными: Роберт - непосредственный участник событий, у которого было несколько десятилетий на рефлексию о той эпохе. Страшном времени, как признают и автор, и большинство его собеседников.
— О контроле над территориями, о драках стенка на стенку, о подростковой жестокости — и, очень важный момент, об иерархии. Та иерархия, которая присутствовала в казанских группировках, в итоге была перенесена на некоторые поволжские регионы (Чебоксары, Йошкар-Ола, Ижевск, Ульяновск), там были созданы группировки по казанскому типу, - рассказывал сам Гараев в интеревью.
В Ульяновске это бич
В одном фрагменте этой книги автор поговорил с участником ульяновской группировки Алексеем З., который «в теме» с 2009 года и до сегодняшнего дня.
— Это к нам в 1980-х из Казани пришло и фактически сформировало судьбы и менталитет многих людей. Я с тринадцати лет «двигался» и не знал, откуда у нас такая идеология, просто как данное воспринимал. Но дядя пару раз говорил, что это всё из Казани. И если в Казани от костра только искры сейчас, то у нас до сих пор костер.
Как когда-то воровская идеология из России перетекла в Грузию, и там расцвела. Аналогично и казанский феномен перешел в Ульяновск и здесь процветает в небывалых масштабах уже несколько десятилетий, рассказывает Алексей. «У меня все поколение по мужской линии, начиная от дяди, который родился в 1970-х, и заканчивая моим младшим братом, который в начале 2000-х родился, были и есть в группировках. У нас в городе - это бич. Но смотря сейчас на потемневшую Москву и ее этническую преступность, понимаю, что в Ульяновске так и должно быть, и это плюс», - говорит он.
Алексей перечислил список активно действующих группировок Ульяновска:
— «Стародаманский» («Старовские»), «Сапля», «Пески», «Кузинские», «Связь», «УЗТС», «Вырыпаевские» (кстати, татарский район), «15-й квартал» - и это только районы Засвияжья. Железнодорожный район - там одна большая активно действующая группировка, называется «Центр-КамАЗ». В Заволжском районе: «Филатовские», «Маратовские», «Орловские», «Варфаломеевские», «Волчковские». В 2017-м даже с телеканала ТВЦ приезжали, сняли фильм о наших группировках.
Похожи на казанских, но есть отличия
Ульяновец рассказал, чего не было у казанских:
— У каждого возраста в Ульяновске есть свои обязанности, если так можно выразиться. Например, шелуха и пи**юки (у нас их называют сапера) должны тянуть народ вплоть до того, что подходить к школе и [докапываться]: кто, чей? Не желает ли на район лазить пойти? Если эти обязанности не выполняются, на сборах могут наказать. Могут наказать одного человека (того, кто не проявляет активности в этом вопросе), а могут и весь возраст: ту же стенку на стенку устроить. Кроме того, стенку на стенку могут организовать из-за плохой посещаемости на сборах.
Был один интересный случай: «Шпана с одного небезызвестного района в 2012–2014 годах активно тянула народ с одной школы, причем так активно, что директор обратился в МВД. Шпана, ничего не подозревая, как и прежде, вела активные действия по пополнению своих рядов. На восходе солнца как обычно нагло [докапывалась] до таких же школьников, как и они сами, как буквально за считанные секунды у нее перед носом появились крупные, высокие мужчины в штатском, демонстрирующие свои красные корки».
— Активность группировки в этом вопросе на время прекратилась... Я сам непосредственный участник с тринадцати лет. Где-то в 2009-м начал, и до сих пор в игре, - продолжает Алексей.
С его слов, сборы проходят обычно три раза в неделю на территории школ, «но нужно понимать, что у каждого возраста они проходят с разной частотой».
— Допустим, у молодых - три раза в неделю, а у средних - два. Возраста у нас такие: шелуха, пи**юки (сапера), молодняк, молодые, средние и старшие. В возрасте человек по тридцать и смотрящие. Общак так же, как и в Казани, каждый месяц сдаем. Наказывают так же: двое выходят, и тот, которого наказывают, дерется против них. Либо он выходит, и в грудь бьют фанеру или плюшки по лицу*. Стенка на стенку может быть: старший делит возраст пополам - и погнали, а потом тормозит. Естественно, на кулаках, без ног...
* Фанера - удар в грудь кулаком. Плюшка - удар в лицо полусжатой ладонью.
Продолжение следует.
Фото на главной: кадр из сериала «Слово пацана»