Ульяновец Егор Охотников – настоящий феномен автомобильного спорта: в свои 23 года он уже отметился рядом международных наград, в том числе - Кубком мира в Саудовской Аравии, побывал в кресле пилота и штурмана, а в эти выходные попытает удачу на одном из главных международных автоспортивных мероприятий страны – этапе Кубка Мира баха «Россия – Северный лес». Накануне соревнований автогонщик дал интервью 73online и рассказал, почему так дорого быть пилотом, как совместить авто-карьеру и учебу в трех вузах и почему выражение «вся жизнь перед глазами» при аварии – миф.

В конце прошлого года вы вернулись из Саудовской Аравии, где выиграли этап Кубка Мира по Cross Country Rally. Каково это - выступать на соревнованиях такого уровня?

Это огромная ответственность и, конечно, сложные условия – большая протяженность маршрута, иное покрытие – было очень непросто.

Но страха уже не было?

Не было. Я в этом спорте много лет – сажусь в автомобиль и просто выполняю свою работу.

Вы выросли в семье автогонщика. Были варианты связать жизнь с чем-то другим?

Да, отец сначала сам принимал участие в гонках, потом стал организатором автоспортивных мероприятий, создал серию «Холмы России» в Ульяновской области. Поэтому вариантов у меня действительно не было: сам я сел в спорткар в 6 лет, брат – в 4 года.

Самое первое детское воспоминание об автоспорте?

Первые соревнования в Тольятти, мне было около 6-7 лет. А ещё мой отец был несколько раз руководителем команды и ездил на Шёлковый путь: помню, когда в 2008 году его провожали, я впервые увидел автомобили, которые выступают на Дакаре - почувствовал ту атмосферу.

В каком возрасте вы поняли, что свяжете с этим спортом жизнь?

Я думаю, у маленького ребёнка нет четкого желания чем-то заниматься – куда привели родители, там и развивается. Мне повезло, что родители отдали меня именно в автоспорт и поддерживали все мои начинания. Когда мне было 14, я сделал перерыв в карьере и закончил выступления в картинге – тогда, наверное, и пришло первое осознание, что мне это по-настоящему нравится, что я не хочу быть просто зрителем, который наблюдает за чужими достижениями, сидя дома на диване перед телевизором. Автоспорт – это своего рода зависимость, и я понял, что «подсел».

Как считаете, чтобы стать автогонщиком, нужен особый талант или генетическая, как в вашем случае, предрасположенность? Или это мастерство доступно абсолютно каждому?

Если говорить об автоспортивном таланте, передающемся по наследству, то я считаю, что его не существует. Должны присутствовать большое желание и усердие – если оба этих фактора есть, то освоить автоспорт сможет любой человек. Другой вопрос – на каком уровне. В спорте высоких достижений, наверное, толика таланта должна присутствовать.

Сейчас вы штурман, до этого выступали пилотом. Кем вам больше нравится быть?

Как это бывает в любой дисциплине: никто не знает штурмана – все знают пилота! При этом я бы не сказал, что кто-то выполняет меньший объем работы, но специфика абсолютно разная. Когда ты пилотируешь, то больше устаешь физически; при этом штурман устает морально и умственно, ведь он отвечает за правильность прохождения маршрута и верный курс. В зоне моей ответственности приборы и легенда – так называется дорожная книга, где указан примерный план прохождения маршрута, которого нужно придерживаться. Эта задача сильно тебя истощает, потому что ты постоянно думаешь и высчитываешь, через сколько метров будет следующий поворот, сколько у вас остается времени на зону заправки, в твоем ведении тотальный контроль за дорогой – мозг задействован на 100%. В обоих направлениях есть свой интерес, и сейчас мне нравится роль штурмана ввиду того, что это мощная смена деятельности.

Обратно стать пилотом не хочется?

Это сложный вопрос – тот, кто в нашей стране выступает за рулем, делает это за свои деньги, а автоспорт – это очень недешевое занятие. Техника заграничная, запчасти европейские – всё это огромные затраты. Сейчас я выступаю в категории Т3 – это подготовленные баги, которые продаются серийно, как снегоходы или квадроциклы. Они покупаются новыми, но впоследствии их дорабатывают под нужные требования. Базовая модель обходится примерно в 2,5-3 миллиона рублей, при подготовке для соревнования на Кубок чемпионата России цена возрастает до 5-6 миллионов. Сейчас у меня таких возможностей нет, поэтому я переучился на штурмана – и мне это не менее интересно. Но, если какие-то спонсоры захотят меня поддержать в роли пилота, не откажусь!

Есть автогонщики, на которых равняетесь или за чьей карьерой пристально следите?

Я слежу за многими дисциплинами: Формула-1, мировое ралли, ралли-кросс. Ввиду своей профессии особое внимание уделяю Кубку мира и Дакару. С детства симпатизирую гонщику из Катара Насеру Аль-Аттия. Впоследствии несколько раз общался с ним лично - он очень приятный человек, всесторонне развитый – успешен не только в дисциплине на Дакаре, но и является призером Олимпиады по стендовой стрельбе скит.

В автоспорте много дисциплин и категорий. Можно ли говорить в этом случае об универсальности какого-либо автогонщика, возможно ли это?

Да, дисциплины очень сильно отличаются, но, на мой взгляд, раллийные гонщики и те, кто выступает в ралли-рейдах – самые приспособленные. Большие дистанции, смена покрытий – один день ты едешь по пескам и дюнам, на другой – по камням, на третий – по дороге. В формате календаря Кубка мира первый этап будет проходить по снегу, второй – в Иордании, где совершенно другие покрытия. Гонщику приходится приспосабливаться и он уже понимает, как ведет себя техника в разных условиях.

969 километров по пескам и каньонам трассы «Хаиль» - звучит очень сложно. Что для вас было самым трудным?

Гонка занимает 4 гоночных дня – это важный момент, чтобы вы не думали, что мы эти 969 километров проехали за день. Что касается трудностей, то это, в первую очередь, сложная навигация. Надо понимать, что это пустыня: если идут ветра, то они заметают следы, плюс с пути сбивают следы машин местных жителей. Важно не заблудиться и выбрать верную дорогу из множества похожих. Кроме того, для борьбы с «жульничеством» план прохождения маршрута выдается не за день, а непосредственно перед выездом, чтобы никто не прошел его заранее. На «Хаиле» от этих правил отступили, но не для того, чтобы нам было проще, а потому что в дорожной книге было очень много изменений – менялись курсы и угол, направление движения. В результате я сидел над дорожной книгой несколько часов – никогда еще так кропотливо не изучал маршрут.

Нет ли снисходительного отношения ввиду возраста? Всё же в вашем спорте редко встречаются гонщики моложе 30.

Дисциплина действительно возрастная, есть такое негласное правило. Я бы не стал говорить о снисхождении – скорее о недоверии, но, опять же, результаты говорят сами за себя и лучше слов могут рассказать о том, каким спортсменом ты являешься. Именитые дяди, которые прошли сотни гонок, могут недоверчиво спросить, что здесь делает такой молодой парень, но опыт и результат так или иначе приводят к признанию.

Автоспорт довольно опасен. Ваша мама не переживала, что и вы стали его частью?

Сейчас во всех дисциплинах ужесточились правила безопасности - они касаются даже одежды. Наша экипировка изготавливается из специальных материалов и, в случае переворота, можно избежать серьезных травм благодаря ей. Что касается моей мамы, то нет, она с детства наблюдает мой путь, прошла его вместе со мной – для неё все опасности - не неожиданность.

Расскажите самый пугающий случай или момент из гоночной жизни

Перевороты – они случались и описать их сложно. Но всё происходит настолько быстро, что выражение как в кино «вся жизнь перед глазами» мне не понятно – не успевает она пролететь, это же доля секунды.

У вас есть любимая трасса?

Зимние гонки - «Северный лес» и «Симбирский тракт». И астраханская гонка, потому что она песчаная, с интересным покрытием.

На личную жизнь остается время?

Нахожу время на встречи с друзьями и на личную жизнь, но, когда я уезжаю на соревнования, посвящаю себя только гонкам. Я ведь ещё учусь в магистратуре в УлГУ на программиста, заочно в московском вузе на экономиста, а еще недавно начал обучение по специальности «тренер по автомобильному спорту». Дистанционное обучение, конечно, помогает не пропускать материал, но в периоды сессий бывает тяжело – у меня экзамен, а я в другой стране на соревнованиях.

Какой совет вы могли бы дать молодым начинающим гонщикам?

Если хочешь достигнуть результата, то, как в любом виде спорта, нужно много практиковаться. Чем больше новых уровней ты соберешь, чем больше в твоей копилке будет накатов - тем выше будет твоё понимание трассы и автомобиля, тем увереннее ты себя будешь чувствовать. Причем я говорю про любую возможность сесть за руль – всё пойдет тебе в зачет, появятся машинальные навыки. Например, есть Кирилл и Антон Ладыгины, Владимир Шешенин, Дмитрий Брагин – все они очень именитые спортсмены, известные на всю страну. И при этом они ездят на всем, даже на прокатном картинге! Любой транспорт развивает те или иные навыки, и этим надо пользоваться.

Мария Чеканова