Ульяновский «Авиастар» планирует перейти на круглосуточный режим работы. На предприятии сообщили о техническом перевооружении механосборочного производства и дополнительном наборе сотрудников. Эксперты полагают, что с учетом масштабной финансовой поддержки авиастроения есть все предпосылки к дальнейшему росту объема производства и увеличению штата.

До 110 тысяч на руки

В цехах механосборочного производства «Авиастара» разместят 20 единиц нового оборудования. Пусконаладочные работы планируется завершить в декабре нынешнего года.

— Нам предстоит серьезная проработка номенклатуры изготавливаемых изделий и материалов. И главное — разработка специального программного обеспечения под наши производственные задачи, — рассказал начальник механосборочного производства авиазавода Сергей Ермаков.

Какое именно оборудование привезли на «Авиастар»? Новые обрабатывающие фрезерные центры с числовым программным управлением предназначены для комплексной обработки сложных корпусных деталей. Универсальные пятиосевые обрабатывающие центры будут использовать для фрезерования самолетных деталей разной сложности. Также на новом оборудовании можно фрезеровать плоскости и пазы, сверлить, зенкеровать, развертывать и предварительно растачивать отверстия. Обработка будет идти по заданной программе.

Сейчас на механосборочном производстве собирают узлы и механизмы, системы управления, осаженных тяг, редукторы, шарико-винтовые и другие приборы.

Новым сотрудникам «Авиастар» предлагает высокие по ульяновским меркам зарплаты. Слесарю механосборочных работ с опытом работы от года до трех лет, со средним техническим образованием обещано от 60 тысяч до 90 тысяч рублей до вычета налогов. Плюс к этому — служебный транспорт из всех районов города, оплата переработок, возможность обучения в технических вузах (со стипендией 35 тысяч рублей на время обучения), служебное жилье для семейных сотрудников в Доме молодежи, оздоровление и другое.

Инженеры-программисты на «Авиастаре» могут получать до 80 тысяч рублей, инженеры-сметчики и операторы станков с программным управлением — до 100 тысяч. Кроме этого, на предприятии начали техническое перевооружение и реконструкцию заготовительных производств, гальваник для изготовления тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. А потому ищут специалистов по строительным работам. Старшему прорабу обещают зарплаты от 80 тысяч до 110 тысяч рублей на руки.

Подойдут к рубежу

Что сейчас происходит на «Авиастаре»? В начале ноября к летным испытаниям приступил четвертый по счету в этом году (и 13-й, собранный по контракту с Минобороны) самолет Ил-76МД-90А. Напомним, в 2012 году предприятие заключило с военным ведомством договор о строительстве 39 модернизированных Ил-76, производство которых перенесли в Ульяновск из Ташкента.

В 2020 году Минобороны перезаключило этот контракт на новых условиях. Как уточнял «Ъ», прежний договор предполагал поставку 39 самолетов в среднем по 3,6 миллиарда рублей за единицу. Но позже было подсчитано, что на каждое выпущенное воздушное судно приносит заводу около миллиарда рублей убытков. Условия скорректировали: по старому договору будет сдано 13 самолетов по цене 4,5–5 милиларда рублей за изделие. С 2021 года должен был вступить в силу новый контракт на поставку до 2028 года 14 Ил-76МД-90А.

Два воздушных судна, собранных в этом году, уже переданы военным, еще два — на испытаниях. Илы собираются на новой поточной линии, которую на ульяновском авиазаводе запустили в 2019 году.

Как уточняет «Военное обозрение», всего Минобороны планировало закупить на «Авиастаре» более ста Ил-76МД-90А и созданных на их базе перспективных топливозаправщиков Ил-78МД-90А. Но что будет в итоге, незивестно.

— Задача нарастить темп сборки самолетов семейства Ил-76 поставлена министром обороны Сергеем Шойгу. Предприятие должно выйти на показатели 10 машин в год. Говорить о том, что именно механосборочное производство было единственным «узким местом» в программе и его техперевооружение сразу решит все проблемы предприятия, было бы неправильно. Но можно констатировать, что по объему работ, который нужно было провести для повышения производительности, механосборочное производство — одно из сложнейших. То есть решить проблемы на других участках будет, на мой взгляд, проще. Не готов судить о том, как складываются дела у поставщиков. Но «Авиастар» вполне может выйти на темп 10 Илов в год в 2024 году, а в 2023 году — вплотную подойти к этому рубежу, — пояснил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Что касается топливозаправщика Ил-78МД-90А, то новости о нем Объединенная авиастроительная корпорация (в которую входит «Авиастар») не распространяла достаточно давно. Самая актуальная информация — то, что два года назад был подписан контракт на 10 машин. Сведений о завершении государственных совместных испытаний не было. Эксперты надеются, что в 2023 году будет какая-то позитивная конкретика: такой самолет несомненно нужен нашим вооруженным силам.

Диверсификация в плюс

Есть ли у «Авиастара» перспективы в плане выпуска гражданской продукции? Олег Пантелеев считает, что да.

— Ульяновский авиазавод уже является для ОАК центром компетенций по панелям фюзеляжа. В ключевых гражданских программах у предприятия есть свой объем работ, и по мере увеличения выпуска этих самолетов будет расти и загрузка «Авиастара». Наибольшие перспективы — в части кооперационных поставок в Иркутск, для программы МС-21. Именно этот лайнер должен стать самым массовым в нашей гражданской авиации, — отмечает эксперт.

А вот возрождение проекта Ту-204 в Ульяновске, скорее, невозможно. На федеральном уровне было принято решение о производстве самолета Ту-214 в Казани. «Авиастар» будет участвовать в кооперации. Ставку сегодня делают в первую очередь на МС-21, а потому на другие проекты распылять средства и ресурсы (которых, в частности трудовых, и без того не хватает) не будут.

Говорить сегодня о перспективах ульяновского авиазавода сложно — слишком динамично меняется ситуация.

— Но в целом можно констатировать, что предприятие задействовано в целом ряде как гражданских, так и оборонных программ. Диверсификация производства — это большой плюс, завод не является заложником какой-то одной программы. Внимание государства к проблеме обеспечения потребностей нашей гражданской авиации отечественными воздушными судами сегодня находится на самом высоком уровне. И оно подкрепляется масштабной финансовой поддержкой авиастроения. Поэтому есть все предпосылки к существенному росту объемов производства, модернизации оборудования, найму персонала. В какой мере эти предпосылки будут воплощены в реальные результаты — предсказывать не берусь, — резюмирует Пантелеев.

Справка 73online

Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия самолета Ид-76, который на протяжении многих лет выпускался в Узбекистане. Главное отличие обновленного воздушного судна — усиленная конструкция планера и шасси, повышенная грузоподъемность и дальность полета. Двигатели заменены на более современные — ПС-90А-76, пермского производства с тягой до 14,5 тонны. Они имеют сниженный на 12% расход топлива и увеличивают дальность полета на 18%.

Воздушное судно оснащено «стеклянной кабиной» — цифровыми приборами управления, имеет автопилот, который позволяет совершать посадку по второй категории ICAO, снижаться в автоматическом режиме до 30 метров над взлетно-посадочной полосой, после чего управление берет на себя пилот (предыдущая версия могла снизиться на автомате до 60 метров).

У Ил-76МД-90А модернизировано и усилено крыло: новая конструкция основана на использовании длинномерных панелей. Самолет может садиться и взлетать с грунтовых и бетонных аэродромах на высоте до трех тысяч метров над уровнем моря, его можно эксплуатировать в условиях высокогорий и высоких температур воздуха. Грузоподъемность воздушного судна возросла до 60 тонн, дальность доставки десанта и грузов — до 5000 километров.

Фото: Виктория Чернышева

Виктория Чернышева