В 2020 году Россия отмечает 450 лет служения казачества Российскому государству. И несмотря на такую долгую историю, современное общество до сих пор задается вопросом – кто же такие казаки и что они делают. Самый частый стереотип, что это просто ряженые: мужчины в папахах, с шашкой наголо и обязательно с подкрученными усами. Но это не так. В Ульяновской области более полутора тысяч казаков. Помимо фольклорной деятельности, которая оказалась далеко не основной, они ведут огромную работу социальной направленности, занимаются патриотическим воспитанием молодежи, военным образованием. Атаман Симбирского казачьего общества, первый заместитель окружного атамана и руководитель казачьего спортивно-культурного центра «Братина» Павел Чувилин подробно рассказал о жизни и работе казаков в регионе и в частности в Ульяновске, где при содействии администрации города действует программа по реализации Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2023 гг.

- Что такое казачество?

- Казачество стало активно развиваться в России с 1992 года после ряда законодательных проектов, которые позволили казакам консолидироваться и показать стране, что они не растворились в историческом пространстве, как это озвучивалось в советский период. К 2000 году этот активный всплеск пошел на спад и возродился только в 2014-м. В этот год, как мы все помним, произошли события на Украине. Казачество себя активно проявило тогда в качестве волонтеров, помогало сохранять порядок в Крыму. Наверное, правительство и президент увидели в казаках надежную силу, и отсюда родился ряд документов и законопроектов, которые легли в концепцию развития казачества, и ряд нормативных актов, позволивших казачеству формироваться в общественные объединения. В том числе и в реестровые.

- Какие у вас направления работы?

- Казачество делится на несколько направлений: общественники и реестровые, которые входят в госреестр и числятся резервной силой Российской Федерации. Общественники – это тоже казаки. Они состоят в юридически зарегистрированных организациях, которые занимаются каждая своей направленностью. Кто-то культурной, кто-то возрождением традиций, а кто-то духовно-нравственной тематикой.

- А работа с молодежью?

- За эти годы в России сформировался казачий образовательный кластер. Ульяновская область не осталась в стороне. У нас работают 38 казачьих классов, два казачьих кадетских корпуса. Один из них находится в Новоспасском районе, другой — в Димитровграде. Также у нас есть Казачий университет имени Разумовского, филиал которого расположен в Димитровграде. Есть две школы: в Чердаклинском районе в Бряндино, в Новоспасском районе в Троицком Сунгуре. Также активно идет работа по открытию корпуса и филиала университета имени Разумовского в Ульяновске. Есть казачий центр с залом для единоборств. Готовим ребят и девчат. ММА, кикбоксинг, буза, просто рукопашный бой. Действует 5 секций, из-за карантинов все тяжело и сложно, но мы стараемся что-то проводить.

- Как можно вписать казачество в современную Россию 21 века?

- К сожалению, многие ассоциируют казаков с чем-то, что было 100 лет назад, в царской России. На сегодняшний день казачество – это в первую очередь люди, которые верой и правдой служат своему государству, народу, Отечеству. Люди, которые очень бережно относятся к духовной части - православной вере. Все это формирует очень интересную многогранную личность человека, личность воина с сильным внутренним стержнем. По крайне мере, мы все к этому стремимся. Казак – это воин, но не тот, который шашками машет, а зачастую профессионально подготовленный человек. Многие являются действующими военными или были ими в прошлом. У нас проводится работа по подготовке призывников для службы в армии. Мы активно занимаемся патриотическим воспитанием. Это одни из приоритетных задач. Если мы хотим говорить о благополучном сегодня и завтра, мы должны заниматься молодежью в первую очередь. Мы видим в этом перспективу. Сейчас казачество, конечно, старается обучаться всем современным видам ведения боя. Изучаем новое оружие, его виды вплоть до оборудования, связанного с дронами и слежением. Плотно взаимодействуем с вооруженными силами, МВД. Мы стараемся проявить себя не как реконструкторы, а приносить пользу людям. Конечно, мы чтим и историю. У нас есть Федерации по рубке шашкой, чтобы мы умели пользоваться историческим оружием. Так же, как у любых народов и групп, у нас присутствует своя фольклорная-историческая часть. В этом году появилась Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении казачества-2030. Это говорит о том, что за последние 3-5 лет оно показало себя с сильной стороны. Нам еще предстоит отшлифовать эту работу и сделать ее более правильной и понятной для населения. Многие знают казачество по концертам, по известным песням. Это стереотипное мышление. Мы работаем над понятием казачества 21 века и формированием нового образа. Конечно, это не будет тотальным изменением. Казак - это военный человек, преданный, богобоязненный, но с трезвым взглядом в будущее и чётко встраивающий себя в нынешнюю реальность, при этом не теряя своей идентичности.

- Как попасть в вашу общину?

- Попасть к нам может любой человек, который чувствует в себе силы, что он может что-то делать, а главное, хочет и понимает, что нужно не сидеть у телевизора по вечерам с бутылкой пива, а участвовать в каких-то важных и нужных процессах. Я хочу своим детям оставить достойную страну, общество, и стараюсь в этих процессах участвовать, понимая, какие трудности сейчас, какой информационный хаос. Все это льется через западные фильмы, информационные порталы, другие источники. Из-за этих разрозненных данных у людей в голове винегрет, и зачастую они теряют самоориентацию. Люди дезориентированы и не понимают, что хорошо, а что плохо. Во главу угла ставят доход, личностную реализацию, при этом полностью отрицая общественное дело. Эгоцентризм охватывает людей в полной мере. И чем дальше это заходит, тем сильнее выражается. Я считаю, что это неправильно. Мне бы хотелось, чтобы мои дети и их окружение не обладали такими качествами. Чтобы в приоритетах были честь и мораль, в основе человека — духовная жизнь. Люди, которые считают так же, могут прийти в казачество. Если ты тренер и можешь учить детей, то у нас есть военно-патриотические лагеря, спортивные клубы. Если человек обладает методической информацией, историк, например, можно реализовать себя через лектории, образовательные кластеры и доносить свое праведное слово. Если человек просто хочет участвовать в благотворительных акциях, помогать Родине и малоимущим семьям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, у нас есть и такая направленность. У нас выстраивается многовекторная структура, в которой практически любой может себя проявить. Мы ждем всех. Конечно, есть ряд процедур, которые нужно пройти. Испытательный срок может доходить до двух лет, нужно, чтобы коллектив признал и принял новичка. Если человек не лукавый и у него нету никаких камней за пазухой, он пройдет все эти фильтры и сможет трудиться с нашими товарищами плечом к плечу.

- Участвуют ли девушки и женщины в деятельности казачества?

- В основном казачество - это про мужчин. Мы стараемся формировать мужскую идентичность, чтобы мужчины вернулись в социальную жизнь общества. Любое общество должно развиваться гармонично, и мужчины обязаны возвращаться в общественную жизнь и участвовать в воспитании общества, детей, подрастающего поколения в максимально возможной форме.

- Казаками могут стать только русские и православные или люди других национальностей и вероисповеданий тоже?

- В истории были разные проявления. Но это, скорее, исключения из правил. Мы люди военные, служивые и подчиняемся иерархии, правилам и законам. Заниматься придумыванием мы не можем. Да и не нужно этого. Все казаки Ульяновской области – это 100 процентов православные люди. Так сложилось традиционно. Когда клятву казак принимает, он говорит: «Служу вере православной, России и казачеству». Этим все сказано.

- Сколько сейчас казаков на территории Ульяновской области?

- В регионе действуют 26 казачьих общин: общественных и реестровых. Это 1500 человек, не считая членов семей. И более 800 кадетов. Также у нас имеются конные клубы: «Станица» в Ульяновске, «Липка» в Димитровграде и клуб в Новоспасском районе. Есть патриотические клубы в Тереньге, Барыше, Инзе, Димитровграде, Ульяновске.

- Как вы взаимодействуете с другими регионами?

- У нас есть традиционный проект «Волжский сполох». К нам приезжают по 9-11 регионов. Каждые два года проводим казачий форум. Выпускаем и свою газету, пока это происходит один раз в два месяца. В следующем году планируем создавать свой информационный центр: интернет-портал, видеостудию, увеличить тираж газеты, которая станет межрегиональной.

- Взаимодействуете ли вы с официальными структурами? Например, с Министерством обороны.

- Казачество – это общественники. Мы больше взаимодействуем с внутренней политикой и с департаментом межнациональных и межконфессиональных отношений. Но при этом у нас существуют соглашения в том числе и с Министерством обороны, МВД, МЧС. Мы принимаем участие в их деятельности, в военных сборах, учениях.

- Взаимодействуете ли вы с другими национальностями?

- Кончено. Я представляю наше сообщество на Совете национальностей при губернаторе и в городском совете. Максимально плотно взаимодействуем с администрацией города. У нас многоконфессиональная страна. И в нашем регионе национальная политика выстроена очень грамотно. У нас никогда не было проблем во взаимодействии. Принимаем участие во всех национальных праздниках и проводим совместно общественную работу. И то, что у нас такое обилие национальных праздников в регионе – это очень хорошо. Благодаря этому люди сближаются и начинают понимать другую культуру и традиции.

Елена Скворцова