Бульварное «полукольцо» на улице Гончарова становится время от времени объектом стремления городских властей его улучшить. Последний раз подобное происходило, когда снесли уникальные чугунные решетки.

Между тем, больше 100 лет назад было поставлено под вопрос само существование бульваров: 12 ноября 1902 года «свыше чем 50 домовладельцев и коммерсантов, имеющих свои магазины на Большой улице», обратились в Симбирскую городскую думу с ходатайством «о преобразовании Большой Саратовской улицы путем сноса двух бульваров, с тем, чтобы расширить улицу, сравняв значение обеих половин ее в торговом отношении и уничтожить обезображивающие ее бульвары». Обращение было направлено в дорожную комиссию, да там и заглохло.

В то время бульвары так же проходили по середине Большой Саратовской улицы - от улицы Лисиной (К. Либкнехта) до Кирпичной (Мира) и разделялись на 6 частей. Каждая из них состояла из кирпичной дорожки шириной в 4 сажени (около 8,5 м), по обеим сторонам которой были нарыты валы в 1 сажень (2,13 м) шириной, засаженные рядами акации. По откосам, обращенным к проезжей части, валы были обложены дерном.

18 февраля 1910 года думе вновь пришлось вернуться к обсуждению этого вопроса. Инициатором был ее гласный (депутат) Александр Иванович Дубровин. Напомнив коллегам о дебатах восьмилетней давности, он заявил, что прими они тогда правильное решение, «город получил бы широкую красивую главную улицу, равно оживленную как с той, так и с другой стороны, что имеет очень большое значение для торгового мира».

Так чем же, по мнению гласного, бульвары «обезображивали» Большую Саратовскую? Во-первых, тем, что стесняли движение, создавая скучивание на одной ее стороне, так, что там едва разъезжались два экипажа. Результатом подобных «пробок», утверждал депутат, стали ежегодно повторяющиеся случаи, когда пешеходы, особенно зимой, попадали под лошадей. То есть бульвары мешали нормальному дорожному движению. Во-вторых, они загораживали от публики не только вид на один из лучших храмов города – Вознесенский, но и лавки, находящиеся на левой стороне, тогда как «всякое коммерческое предприятие требует видного, открытого для публики места, широкого простора». Отсюда вытекает в-третьих: создается искусственная разница в ценности магазинов на разных сторонах улицы. Так что домовладельцы по левой стороне получают гораздо меньше дохода от своих домов, чем по правой, «неся одинаковую тяготу обложения». Наконец, в-четвертых, бульвары, по мнению Дубровина, требуют на свое содержание бюджетных расходов, в то время как пользы от них никакой: зимой они завалены сугробами, а потому по ним не погуляешь, летом же представляют собой чахлые кусты акации, сплошь покрытые пылью и не дающие никакой тени. Зато по вечерам эти кусты становятся пристанищем разного темного люда, поэтому ничего удивительного в том, что «жители не пускают на бульвары своих детей, находя, что последним пребывание на бульварах ничего, кроме вреда, не принесет».

Однако точку зрения «домовладельцев и коммерсантов» разделяли далеко не все. Возражения сводились к двум основным аргументам. Первый: уничтожение бульваров повлечет необходимость замощения образовавшейся посреди улицы грунтовой полосы шириной в 4 аршина (около 8 метров), на что потребуются дополнительные средства, которых в муниципальной казне, как всегда, не хватало. Второй: уничтожение бульваров, по сути, есть уничтожение культуры.

Некто И.А. Семенов предложил городской думе проект сооружения на месте бульваров «невысокого пассажа вышиною в два этажа». Аргументы против этого предложения были весьма убедительны: строение окончательно отгородит одну сторону от другой, по существу превратив улицу в две параллельных. А тротуары, которые предлагалось проложить вдоль стен будущего торгового центра, сузят и без того не широкую проезжую часть до ее полной транспортной непроходимости. И еще: «Если осуществится проведение трамвая, то пассаж послужит лишь препятствием для его движения».

Решение думы было мудрым. Признав, с одной стороны, «желательным изменить вид Большой Саратовской улицы», с другой - детальную проработку этого вопроса она вновь поручила все той же дорожной комиссии, однажды его уже успешно «замотавшей». А бульвары на Большой Саратовской решено было «временно оставить». Как оказалось, лет на 100 с лишним.

По материалам Государственного архива Ульяновской области