За неделю, прошедшую со дня объявления частичной мобилизации, появилось немало сообщений о том, что призывники по всей России за свои средства закупаются всем необходимым для жизни на фронте, от спальных ковриков до медсредств в аптечках. В Ульяновской области проблему уже заметили на законодательном уровне — вчера на очередном заседании ЗСО председатель фракции «Единая Россия» Василий Гвоздев возмутился, что ульяновцы уходят на фронт в кроссовках и спортивных костюмах, а помогает им с закупками бизнес и депутаты. Он предложил использовать для этого областной резервный фонд, и его предложение поддержал спикер ЗСО Валерий Малышев. Пока законодатели решают этот вопрос, корреспондент 73online.ru обошёл ульяновские военторги и посмотрел, есть ли ажиотаж и как изменились спрос и цены.

Сначала общее впечатление: и продавцы, и покупатели магазинов, торгующих спецснаряжением, к прессе в эти дни относятся настороженно, запрещают фотографировать себя и торговые залы, не хотят представляться и говорить под запись. Оно и понятно, время тревожное, каждый боится сказать или сделать что-то лишнее. С выключенным диктофоном говорят охотнее, иногда критично. Но чаще всего в общие рассуждения не пускаются, а говорят о самых конкретных вещах — где достать берцы нужного размера, например.

Владелец «Армейского магазина» в Молочном переулке заявил, что никакого ажиотажа нет и не было.

— Сами смотрите: разве вы видите тут толпы покупателей? — спросил он (в зале действительно никого нет). — Так что не надо нагнетать панику, в стране всё нормально, в городе всё нормально, вообще всё нормально. Ничего не происходит, работаем спокойно, как обычно.

Представляться и разговаривать дальше он отказался.

В следующем магазине («Полигон» на улице Можайского) тоже немноголюдно: лишь семейная пара, выбирающая для мужа берцы. Продавцы объясняют: «Вы поздно пришли, ажиотаж был в субботу и понедельник, тогда у нас всё смели. А сейчас покупателей немного, потому что товара уже почти нет».

— Скупили всё: тактические рюкзаки, маски, берцы самых ходовых размеров, спальники, коврики... Если б нас предупредили, мы б товар завезли, а так, много ли у нас в запасе было? За день-два ничего не осталось. Форма вон только висит, её мало берут, надеются, что форму-то уж в армии выдадут, а то что это за боевые действия получатся, если на них каждый в своей форме придёт? Но и бушлаты тоже покупали. А спрашивают чаще всего берцы, — рассказал продавец.

Примеряющий обувь мужчина, как оказалось, приехал за ней из Нового города — в Заволжье его размера уже не найти. Теперь он выбирает между моделями с замком и на шнурках. В магазин заходит молодой парень, явно с богатым армейским прошлым, несколько секунд смотрит на берцы, которые примеряет мужчина, а потом выносит своё экспертное суждение: «Те, что с замком, в окопе через месяц развалятся. А это <...> со шнурками государство мне и бесплатно выдаст».

Задаю ему главный интересующий меня вопрос: то, что сейчас происходит в военторгах — это панический ажиотаж или действительно наша армия в таком состоянии, что туда надо со своими носками приходить?

— Ни то, ни другое, — отвечает парень. — Понятно, что никого в трусах в бой не отправят, но кто хоть раз в казённой обуви грязь и снег месил, не пожалеет времени и средств, чтобы подобрать берцы индивидуально, по размеру, чтоб удобно было. Плюс зима близко. Бушлат-то тебе дадут, а вот термобельё — вряд ли. Носки ты тоже получишь, но сколько комплектов? Пусть два. А желательно иметь десять пар носков. Так что это и не паника, и не развал армии, а простой здравый смысл. Армия обеспечит по минимуму, а о комфорте лучше позаботиться самому.

Между покупателями начинается разговор про разгрузки, перчатки и аптечки. Вспоминают завирусившееся видео, где мобилизованным советуют запастись женскими тампонами, чтобы затыкать ими пулевые отверстия. Продавцы делятся ещё одним мужским лайфхаком с предметами женской гигиены:

— Многие прокладками закупаются, чтобы их как стельки в обувь подкладывать. Говорят, очень эффективно.

Спрашиваю продавцов о доходах — им-то мобилизация, получается, выгодна, раз они за пару дней почти весь ассортимент распродали? Продавцы не согласны: «У нас тут рядом несколько военных училищ, мы и без мобилизации прекрасно работали. А к тому, что сейчас происходит, мы готовы не были, и заработать на этом не пытаемся, цены не поднимаем».

Продавец магазина VUNIFORM, расположенного в соседнем здании, соглашается представиться и даже сфотографировать зал, но сама при этом в кадр попадать отказалась. Покупателей нет, но в дверях я столкнулся с бабушкой, в руке которой список, а в глазах слёзы.

— Внука мобилизовали, передал ей список, что нужно, вот она и бегает по всему городу, ищет, — объясняет продавец Оксана. — Мы ей ничем помочь не смогли, у нас уже несколько дней как ничего нет. Отправила её к соседям в «Полигон», может, у них что осталось.

Оксана рассказывает, что чаще всего приходят именно родственники — жёны, мамы, бабушки. «И отцы, конечно. Сегодня вот один возврат принёс: купил в понедельник у нас берцы, но сыну не подошли, ногу натёр. Покупают всё, начиная с тельников и заканчивая бушлатами. Каждый хочет, чтоб его сын получше был одет».

Оксана тоже сокрушается, что их магазин оказался не готов к такому спросу, хотя и понимает, что предупреждать военторги заранее о мобилизации было бы странно. Но в результате получилось так, как получилось — в Ульяновске для мобилизованных товаров почти не осталось.

О том же говорят и в магазине «Блокпост» на Минаева: «Вы же сами видите — у нас уже ничего нет». На самом деле на первый взгляд товаров в магазине хватает, но, если присмотреться, видны пустые полки, где лежали самые популярные и востребованные. «Обувь и одежда остались только для самых маленьких и самых больших», — вздыхают продавцы.

Во всех магазинах обещают в скором времени закупиться побольше и обеспечить ульяновских мобилизованных всеми необходимыми товарами. Но при этом признают, что это, возможно, будет не так-то и просто сделать: «Это ведь по всей России сейчас происходит, справятся ли наши поставщики с таким ажиотажем?».

Гораздо лучше ситуация выглядит на ульяновском «Авито», где предлагают и берцы, и разгрузки, и спальники с ковриками... даже бронежилеты по цене от 5 до 15 тысяч рублей. Впрочем, на горячей линии по мобилизации утверждают, что приходить в армию со своим «броником» или оружием нельзя. Интернет-продавцы обещают доставку за два дня, но в соцсетях пишут, что многие заказы «зависают», сделки отменяются. Видимо, и на «Авито» сейчас тоже дефицит подобных товаров.

Максим Кузнецов