Сегодня, 31 января, исполнилось 130 лет со дня рождения Аркадия Пластова. Краеведческий проект 73online.ru «Годы и люди» хранит воспоминания о народном художнике СССР, уроженце Симбирского края. Предлагаем интересные факты из биографии нашего земляка, записанные журналистом Геннадием Дёмочкиным в Прислонихе много лет назад. Елена Холодилина-Пластова, невестка Аркадия Александровича, с большой любовью и теплотой рассказывала о мастере живописи.

КАК ПЛАСТОВ ДЕНЬ ПОБЕДЫ ПРАЗДНОВАЛ

- Он рассказывал, как они с московскими друзьями праздновали Победу. Там у них на Масловке, напротив мастерских, была забегаловка, которая называлась «гадючник». Художники там всё время бывали, ни одно событие не обходилось без того, чтобы не посетить это заведение. И вот 9 мая 45 года - шум, гам (сама помню то ощущение неизбывного счастья, когда хотелось кричать, петь и всех целовать), художники все собрались в мастерской у Аркадия Александровича, устроили какой-то стол, Пластов с кем-то ещё пошли в этот "гадючник" и купили целое ведро водки.

Виночерпием доверили быть Пластову: "Пусть будет Аркадий, он мало пьёт и никого не обидит". Наливал он "старорежимным" серебряным половником и в пылу застолья не заметил, как водка почти кончилась - осталось совсем на донышке. Тогда он говорит: "А я сейчас это выпью!". Взял ведро и остаток прямо оттуда допил. Все засмеялись, закричали: "Смотрите, Пластов водку вёдрами пьёт!"

Всё закончилось, гости разбрелись, кто куда. Кто ушёл к себе, кто прямо здесь уснул. Пластов смотрит, а мастерская полна всякой всячины - калош, каких-то шляп, беретов. Чьё это всё? Ну ладно, потом разберёмся. Пошёл на Красную площадь, вернулся, лёг спать.

Утром приходят вчерашние гости: "Аркаша, у тебя ничего не осталось?" Снова скинулись, снова отправили гонцов в "гадючник". И долго-долго растаскивали потом эти калоши, шарфы и шляпы.

Записано 23.05.2006 г. в Прислонихе.

КАК ПЛАСТОВ ФОНТАН СТРОИЛ

- Всю жизнь Аркадий Александрович мечтал устроить в Прислонихе, во дворе фонтан. Из Москвы привозил какие-то шланги, пардон, клизмы. Позовёт нас: "Идите смотреть". Мы выйдем, он чего-то включит, раза два там брызнет и всё. Наталья Алексеевна скажет: "Да-а-а, хорош фонтан"...

Записано 04.06.2004 г. в Прислонихе.

КАК ПЛАСТОВ КОТА ХОРОНИЛ

- В семье Пластовых был какой-то период, когда после смерти отца и многих других неприятностей, связанных с революцией, его мать не могла здесь жить и уехала. На Аркадии оставалось всё хозяйство и, прежде всего, - корова.

И был такой момент. В русской печке он томил сметану. Однажды приходит и видит, что эту сметану есть кот. Аркадий, конечно, рассердился, но делать нечего - после кота уже есть нельзя. Оставил ему горшок, и кот два дня эту сметану лопал. Поест-поест и рядом ляжет. Распух до невозможности. Пластов приходит, а кот лежит дохлый.

Жалко кота, но что делать, он взял его и выкинул на навоз. Кот лежал там два дня, а потом... пришёл домой.

Записано 17.12.2004 г. в Прислонихе.

КАК ПЛАСТОВ ЗА ЛУНУ ПЕРЕЖИВАЛ

- Когда сообщили, что на Луну направлена наша автоматическая станция, для нас это было невероятным событием. Ночью мы спать не могли. Около часу вышли на улицу: луна, сугробы, Прислониха мёртво спит.

Аркадий Александрович ужасно нервничал: "Ну ты подумай! Луна - символ поэзии и вдохновения! И вдруг там какая-то железяка ползать будет!"

Нас было трое: Аркадий Александрович, мой муж Коля и я. Взяли собаку, взяли ружьё. Пластов не сводил глаз с Луны: "Смотри, смотри, Коляк!". Вдруг - бах! Коля выстрелил: ну как это, такое событие, и все спят?! Три раза стреляли. Потом пришли домой, долго говорили, выпили.

Аркадий Александрович всё переживал: "Ну как это, была Луна, и вдруг всё нарушено...

Записано 22.о6.2005 г. в Прислонихе.

КАК СКОЧИЛОВ В ПРИСЛОНИХУ ЕЗДИЛ

- К Пластову Скочилов относился трогательно, он его ценил, понимал, какого масштаба этот человек. Помню один приезд к нам. Были: Томский, президент Академии художеств и Скочилов, Сверкалов, Сазанов - три секретаря обкома партии. С ними ещё был председатель КГБ, небольшого росточка, фамилию не знаю. (А.В.Назаров, начальник УКГБ СССР по Ульяновской области – прим. Г.Д.). Вот они приехали, такие оживлённые, весёлые, а Аркадий Александрович с Колей были в лесу, писали этюды. Няня Катя, невероятно активный, моторный человек, тут же поднялась - надо что-то стряпать.

Наконец, приезжают наши мужчины. Садимся за стол. Сидели довольно долго, разговаривали. Между прочим, Анатолий Андрианович тоже рисовал и несколько раз говорил: "Давайте я Ленина нарисую"... К Няньке приставал: "Давай сядем в машину, в гору поднимемся и по телефону поговоришь - хочешь, с Парижем, хочешь, ещё с кем-нибудь". Нянька отбивалась: "Не надо-не надо, я ничего не понимаю, по телефону не слышу." - "Да нет, давай поедем"...

... Когда Аркадий Александрович лежал парализованный, при смерти, по распоряжению Скочилова в Прислониху приехала смена: доктор и сестра. Они по суткам, сменяясь, дежурили все пять дней - до самой его смерти. Скочилов и сам приезжал - узнать, как и что. А нам была каждая секунда дорога. Коля говорит: "Анатолий Андрианович, я вас прошу, уйдите, уезжайте, нам надо быть с отцом"... - "Да-да, я понимаю"...

Записано 22.02.2003 г. в Прислонихе.

КАК КОЛБИН В ПРИСЛОНИХУ ЕЗДИЛ

– Первый секретарь обкома Колбин приехал в Прислониху вместе с министром культуры (министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев – прим. Г.Д.) и группой товарищей по поводу строительства музейного комплекса. Он был очень мил, любезен. Энергичный, приятный очень человек. По сравнению с прежними секретарями обкома он был умный, острый и не сразу склонялся к выпивке. И мало того, даже боролся с этим.

Приехала с ним целая свита, за столом сидело человек двадцать. Ну мы с Нянькой всё приготовили, в том числе, естественно, и водку. Коля любил, чтоб все ели, пили, он всем разлил...

Все начинают деликатно кушать, а к водке не притрагиваются. Николай Аркадьевич: «Что ж, мужики, пейте», а Колбин говорит: «Нет-нет, я не пью». И все не притрагиваются к рюмкам, слабо едят, а перед ними это всё благоухает... Ведь всегда, когда они у нас бывали, им всегда предлагалось, и они угощались с удовольствием.

Тогда уж я вмешалась. Говорю: «Геннадий Васильевич, вы не пьёте, а товарищи, может быть, хотят выпить». Он говорит: «Да пейте-пейте, я не возражаю...»

Ну, кто-то там пригубил, но без удовольствия.

Записано 08.09.2004 г. в Прислонихе.

КАК ФУРЦЕВА В ПРИСЛОНИХУ ЕЗДИЛА

- О приезде Фурцевой (Е.А.Фурцева, в 1960-1974 гг. - министр культуры СССР - прим. Г.Д.) нас в Прислонихе предупредили дня за два. Мы варили и жарили, собрали большой стол. Приехало человек сорок. Екатерина Алексеевна - очаровательная женщина, очень умная, хотя и из простых ткачих. Очень стройная, небольшого роста, метр шестьдесят примерно. Пальто на ней было очень красивое. Когда гости сидели за столом, Нянька пальто министра потихоньку примерила.

У Фурцевой очень цепкая память. Всех нас она сразу запомнила и, когда стала говорить тост, всех поприветствовала по имени-отчеству. В начале застолья потихоньку попросила нас, женщин, организовать ей баню. Для нас это было полной неожиданностью. Помню, как я в крепдешиновом платье пошла баню растапливать. Ушли мыться с Нянькой потихоньку от мужчин. Даже Аркадий Александрович не понял, куда это Фурцева подевалась. Пришла весёлая, румяная, очень довольная...

Записано 22.2.2003 г. в Прислонихе.

Геннадий Дёмочкин