Сегодня исполняется 85 лет Льву Нецветаеву — автору великолепных картин, удивительных стихов и талантливых архитектурных решений. Человеку, который всю жизнь щедро делился знаниями и навыками с учениками и каждому понемногу отдавал свое сердце. Накануне юбилея корреспондент 73online.ru поговорила со Львом Николаевичем о мистике, творчестве и болевых точках русской поэзии.
— Любите свои дни рождения?
— Конечно, люблю и совершенно не пугаюсь цифр, потому что возраст и состояние души от них не зависят. Люблю 6 июня за то, что в этот день за столом собирается практически вся моя большая семья. Это прекрасный повод тепло пообщаться, узнать, кто чем живет, и порадоваться, как много Нецветаевых на этом свете.
— Вы родились в один день с Пушкиным. Возможно, именно 6 июня звезды складываются в определенную комбинацию и рождаются поэты?
— Не такой уж я поэт, скорее художник. И что-то не припоминаю, чтобы именно в этот день рождались поэты (смеется). Но, возможно, магия чисел существует, по крайне мере, мне очень приятно, что с Александром Сергеевичем мы родились в один день.
— За что вы любите Пушкина? Есть мнение, что он чуть ли не единственный поэт, который удивительно просто говорил о сложных вещах, согласны с этим?
— Действительно, Пушкин умел очень просто и коротко сказать об очень сложных вещах. Например: «Пришла пора, она влюбилась» — всего четыре слова, а какая гамма чувств, настроение... Сразу понятна глубина, незащищенность, хрупкость первой любви.
Пушкин, конечно, необъятен. Он дает столько творческих тем! Читая его произведения, хочется писать картины. Очень ярко видишь образы: начиная от князя Олега, заканчивая Петром Великим. Однако, на мой взгляд, сам образ Пушкина недостаточно охвачен нашими художниками. У Серова есть обалденный портрет Пушкина на скамье, у Ульянова несколько прекрасных работ. Больше сильных портретов не припомню... Всю свою жизнь я пытался эту брешь восполнить. Надеюсь, получится неплохо.
— Как правило, творческие люди верят в мистику. Вы тоже?
— В нашей семье была очень мистическая история, связанная с войной. Мамин брат, дядя Митя воевал еще на Финской и был серьезно ранен. Когда началась Вторая мировая, у него была бронь, но он рвался на фронт. Так и говорил: «Мое место там, где умирают люди». Писал письма Сталину и все-таки добился, что его взяли добровольцем. Когда бабушка провожала его на фронт, он сказал: «Я погибну, а все остальные наши будут жить». Вскоре дяди Мити не стало.
После его смерти бабушка написала моей маме письмо, там были такие слова: «И Коля, и Борис останутся живы, Митя поклялся пасть за них». И действительно, все остальные мужчины семьи, которые воевали, остались живы. Мой отец получил смертельное ранение в живот, врачи не оставляли ему шансов, а он выжил. Дядя Митя был удивительный человек, мы его часто и очень тепло вспоминаем.
— Не могли бы вы с вашим богатым опытом и «планетарностью» мышления выделить болевые точки русской литературы?
— Пожалуй, болевая точка русской литературы одна — это цензура. Многих прекрасных поэтов и писателей гнобили при советской власти... От травли они умирали, их сажали в тюрьму, выдворяли из страны. И это наша общая трагедия, которая не может повториться. Писатели и поэты должны быть свободными, независимыми от режима. Творчество — это свободный полет, а не клетка.
— Было бы интересно узнать, какие книги вы сейчас читаете, ваш личный рейтинг.
— Сейчас в моем рейтинге первое место занимает книга моего друга, писателя Анатолия Зыкова. Он великолепный литератор! Всем советую, если вам попадется его книга «Где твой огонь горит», обязательно прочитайте. Гарантирую, вы откроете для себя целый мир!
— Расскажите о своей семье.
— У меня чудесная, большая, «разношерстная» семья (смеется). Старшая дочка Оленька была великолепным, талантливым художником. Очень много работала в моей мастерской. Впоследствии выяснилось, что в этом здании была радиация. Видимо, это и спровоцировало ее тяжелую болезнь. К сожалению, сейчас ее больше с нами нет.
Оленька родила мне трех прекрасных внуков: Лизу, Аллочку и Николку. Сейчас они взрослые самостоятельные люди. Лиза — талантливая художница, закончила Суриковское училище, с удовольствием слежу за раскрытием ее таланта.
Вторая дочь Света. Потрясающая художница. Поступила в текстильный институт на модельера, ее сразу там назвали самородком. Но ее таланты перевесила тяга к Богу, и она неожиданно для всех стала монахиней Зосимой еще в студенческие годы. Света нас часто навещает, она осталась такой же смешливой, остроумной моей маленькой девочкой.
От второго брака у меня прекрасный сын Саша, он живет в Москве, объездил весь мир. Его сын Федя, мой внук, заканчивает школу, всерьез занимается спортом.
Старший сын Дима — талантливый архитектор, я им очень горжусь. У него трое детей, это мои внуки Ксения, Арсений и Адам. Ксюша — талантливый графический дизайнер, преподаватель йоги, моя правая рука, любимый мой человечек. Адам работает программистом. Арсений — шеф-сомелье в крупном московском ресторане. Но, конечно, самый главный в нашей большой семье — мой правнук Левушка, названный в мою честь, чем я очень горд.
— Как будете праздновать юбилей? Каких подарков ждете?
— Как буду праздновать, не знаю, за праздник отвечают дети и внуки. Я готовлюсь к творческому вечеру, который состоится 6 июня во Дворце книги. Всех приглашаю. Будет очень интересно.
— Какими стихотворными строками вы бы выразили свое состояние духа?
— Мое состояние духа —
Никак не разлад, не разруха,
А солнечный оптимизм —
Что бодрый мой организм,
Что рядом и дети, и внуки,
И я не желаю разлуки.
Ирина Ермолаева
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online